09.08.2018  
Информационное сообщение

О деятельности иностранной организации Global Fin Services Limited (торговая марка Trade 12)


В связи с массовым поступлением обращений граждан по вопросам о деятельности иностранной организации Global Fin Services Limited (торговая марка Trade 12) (далее – Trade 12) и об оспаривании операций, совершенных в ее пользу при использовании банковских платежных карточек (далее – карточки), выпущенных в обращение белорусскими банками, Национальный банк разъясняет следующее.

Банки при осуществлении операций с карточками руководствуются Инструкцией о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 января 2013 г. № 34 (далее – Инструкция № 34), правилами платежной системы, в рамках которой карточки выпущены в обращение, и локальными нормативными правовыми актами, разработанными с учетом требований законодательства.

Инструкция № 34 не регламентирует порядок оспаривания операций, совершенных клиентами банка при использовании карточек самостоятельно. Порядок и сроки оспаривания таких операций при использовании карточек, в том числе перечень необходимых для этого документов, регламентированы правилами платежной системы, в рамках которой карточки выпущены в обращение.

Таким образом, данный вопрос находится в плоскости взаимоотношений участников платежной системы – банков и их клиентов, которые согласно статье 22 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее – Банковский кодекс) строятся на основе банковского законодательства и заключенных договоров.

При этом согласно пунктам 10 и 11 Инструкции № 34 договор об использовании карточки (кредитный договор, предусматривающий использование карточки) наряду с условиями, определенными законодательством, должен включать порядок использования карточки, в том числе, как правило, порядок и сроки рассмотрения претензий клиента.

Согласно статье 19 Банковского кодекса банки самостоятельны в своей деятельности, вмешательство государственных органов в деятельность банков допускается исключительно в соответствии с законодательными актами.

Национальный банк является государственным органом и осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, определенной Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, а также Уставом Национального банка Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320. При этом в компетенцию Национального банка не входит установление запрета на совершение операций при использовании карточек международных платежных систем (далее – МПС) Mastercard и Visa в адрес определенных получателей денежных средств (в данном случае – Trade 12).

Сообщаем также, что Национальный банк не является участником МПС Mastercard и Visa. Ввиду чего у Национального банка отсутствуют правовые основания для участия в процедуре оспаривания операций, совершенных при использовании карточек МПС Mastercard и Visa, в том числе посредством заполнения специального формуляра.

Одновременно информируем, что деятельность по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельность на внебиржевом рынке Форекс) в Республике Беларусь регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. № 231 "Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс" (далее – Указ № 231).

Как следует из указанных выше обращений граждан, соответствующая услуга оказывается иностранной компанией Trade 12 в рамках договорных правоотношений, регулируемых иностранным законодательством, а сама деятельность иностранных форекс-компаний регулируется законодательством государств их местонахождения.

Соответственно, на такие правоотношения сторон не распространяется действие Указа № 231.

Сообщаем, что Национальный банк информировал Ассоциацию белорусских банков о возникающих у держателей карточек сложностях при оспаривании совершенных ими операций в пользу Trade 12 в целях рассмотрения совместно с банками возможности оказания содействия в опротестовании указанных операций. Также Национальным банком были направлены письма в адрес МПС Mastercard и Visa с просьбой оказания содействия в сложившейся ситуации.

По результатам рассмотрения Ассоциация белорусских банков проинформировала Национальный банк о том, что оспаривание операций, совершенных при использовании карточек, возможно в соответствии с правилами МПС Mastercard и Visa, но только по причинам, определенным этими правилами. При этом для каждой из причин правилами МПС установлены обязательные условия, при отсутствии которых банк-эмитент не имеет права инициировать оспаривание операции.

МПС Mastercard сообщила, что опротестование инвестиционных операций и возврат по ним денежных средств клиентам возможны, если держатель карточки сознательно не осуществлял/не авторизовал перечисление денежных средств на счета компании, оказывающей финансовые/инвестиционные услуги. В случае, если держатель карточки сознательно перечислил денежные средства на счета компании, оказывающей финансовые/инвестиционные услуги, то услуга считается предоставленной. Соответственно, такого рода операции не подлежат опротестованию с обоснованием "услуга не предоставлена". При этом в целях недопущения дальнейшего негативного развития складывающейся ситуации МПС Mastercard принято решение о блокировке исходящих банковских переводов при использовании карточек, выпущенных в обращение белорусскими банками-эмитентами в рамках правил МПС Mastercard, в адрес Trade 12.

МПС Visa обратила внимание на то, что для недопущения использования мошеннических схем при продаже инвестиционных услуг/продуктов (в том числе при продаже бинарных опционов или осуществлении форекс-сделок) с 14.10.2017 банки – эмитенты карточек Visa имеют право опротестовывать операции в случаях, если торговцы бинарными опционами или инвестиционными услугами/продуктами создают держателям карточек препятствия для вывода средств со своего инвестиционного счета. Процедура опротестования может быть инициирована только банками – участниками МПС Visa в соответствии с правилами МПС Visa. При этом вопрос о возмещении подлежит рассмотрению в каждом конкретном случае индивидуально банком и его клиентом.

В заключение сообщаем, что Ассоциация белорусских банков проинформировала Национальный банк о том, что заявления клиентов об опротестовании операций, поступающие в банки-эмитенты Республики Беларусь, рассматриваются ими в соответствии с правилами МПС Mastercard и Visa в индивидуальном порядке. При этом банками оказывается возможное содействие своим клиентам в возврате денежных средств по оспариваемым операциям.

Дополнительно обращаем внимание, что банковское законодательство Республики Беларусь не содержит запрета на получение белорусскими гражданами соответствующих финансовых услуг, предоставляемых иностранными юридическими лицами. Вместе с тем отмечаем, что при принятии решения об осуществлении платежей по таким услугам граждане должны самостоятельно анализировать сопутствующую такому решению степень финансовых и иных рисков.