НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Контакт-центр

+375 17 306-00-02

Новости и пресс-релизы


print  Версия для печати

23.10.2015

ПРЕСС-РЕЛИЗ

О расширенном заседании Правления Национального банка Республики Беларусь

Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за январь – сентябрь 2015 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации, а также перспективы внедрения международных стандартов в платежную систему Республики Беларусь рассмотрены 23 октября 2015 г. на расширенном заседании Правления Национального банка. В его работе приняли участие представители Национального собрания, Правительства, Аппарата Совета Министров, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, заинтересованных министерств и ведомств, руководители главных и самостоятельных управлений центрального аппарата и структурных подразделений Национального банка, Ассоциации белорусских банков, банков, Ассоциации лизингодателей Беларуси, Республиканской ассоциации микрофинансовых организаций.

Как отмечалось на заседании, в текущем году основные меры экономической политики, реализуемые Правительством и Национальным банком, направлены на снижение сформировавшихся ранее макроэкономических дисбалансов. При этом реализация данных мер осуществляется в сложных условиях, формирующихся, прежде всего, под воздействием неблагоприятных внешних факторов.

Проводимая денежно-кредитная политика наряду с мерами по оптимизации внутреннего спроса способствовала замедлению инфляционных процессов. Динамика инфляционных процессов на протяжении 9 месяцев текущего года характеризовалась устойчивой тенденцией к замедлению.

Прирост потребительских цен в годовом выражении снизился с 17,1 процента в январе до 11,9 процента в сентябре 2015 г. и со II квартала находится ниже объявленного целевого параметра на 2015 год.

Реализация комплекса мер по повышению сбалансированности внешней торговли и экономики в целом привела к формированию по итогам 8 месяцев текущего года положительного сальдо внешней торговли в объеме 1,4 млрд. долларов США и, как следствие, существенному снижению дефицита текущего счета – с 6,9 до 1,7 процента ВВП.

Улучшение сбалансированности внешней торговли и возвращение реального эффективного обменного курса к своему равновесному уровню являлись определяющими факторами поддержания стабильной ситуации на валютном рынке страны.

По итогам 9 месяцев сформировалось чистое предложение валюты со стороны населения на фоне паритета спроса и предложения в сегменте предприятий. Положительную роль в этом сыграл и новый режим курсообразования, позволяя своевременно сглаживать влияние негативных факторов на валютный рынок.

Ситуация на валютном рынке во многом задавала динамику промежуточного ориентира монетарной политики – средней широкой денежной массы.

В сентябре 2015 г. ее фактический прирост в годовом выражении составил 40,7 процента. Основной причиной роста данного показателя стала переоценка валютной составляющей в результате ускоренного ослабления обменного курса белорусского рубля. По фиксированному курсу параметр по приросту денежного предложения складывается ниже, чем по прогнозу, составляя 0,4 процента.

По оценкам Национального банка, уже в I квартале 2016 г. степень воздействия курсовой составляющей на динамику широкой денежной массы существенно уменьшится, и она вплотную приблизится к установленному параметру промежуточного ориентира.

Стабильная ситуация в финансовой сфере задавала тренд ставок денежного и кредитно-депозитного рынков на снижение, ориентируясь на который Национальный банк поэтапно снижал процентные ставки по своим инструментам регулирования ликвидности.

Ситуация на депозитном рынке в январе – сентябре 2015 г. характеризовалась разнонаправленной динамикой и складывалась в том числе под влиянием принимаемых мер, направленных на переформатирование имеющейся ресурсной базы банков в рамках выбранной Национальным банком стратегии по снижению доли "горячих" вкладов.

В целом за 9 месяцев текущего года срочные рублевые депозиты населения увеличились на 1,8 трлн. рублей. При этом только за период с марта по сентябрь удельный вес депозитов сроком от 1 до 3 лет в общем объеме привлеченных средств возрос с 12 до 25 процентов.

Таким образом, учитывая действенность проведенных изменений в денежно-кредитной политике, Национальный банк намерен сохранить преемственность подходов к ее реализации до конца текущего года и в следующем году.

Основные усилия по-прежнему будут направлены на замедление инфляции и выход в среднесрочной перспективе на ее однозначную величину.

Достижение данной цели будет обеспечиваться путем контроля над денежным предложением. В качестве промежуточного ориентира монетарной политики будет использоваться широкая денежная масса, операционного ориентира – прирост рублевой денежной базы.

Продолжится реализация текущей гибкой курсовой политики, сфокусированной на повышении роли рыночных механизмов в формировании обменного курса.

Реализация процентной политики будет обеспечивать сохранность денег от обесценения и одновременное снижение риск-премии, заложенной в доходность депозитов и стоимость кредитов.

Одним из приоритетных направлений в деятельности Национального банка в ближайшей перспективе по-прежнему останется внедрение международных стандартов в платежную систему Республики Беларусь.

Как было отмечено в ходе заседания, платежная система Республики Беларусь изначально создавалась на основе рекомендаций международных стандартов, которые впитали в себя наилучшие практики и опыт построения эффективных и надежных платежных систем в условиях рыночной экономики.

На сегодняшний день в качестве базовых ориентиров по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Национальным банком Республики Беларусь определены Принципы для инфраструктур финансового рынка (далее – Принципы ИФР), опубликованные Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и Международной организацией комиссий по ценным бумагам в апреле 2012 г.

Принципы ИФР представляют собой 24 руководящих указания по управлению рисками и обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка и включают минимальные требования ко всем системно значимым платежным системам, центральным депозитариям ценных бумаг, системам расчетов по ценным бумагам, центральным контрагентам и торговым репозиториям. Для центральных банков, регуляторов рынка и других компетентных органов в области инфраструктур финансового рынка Принципы ИФР определяют пять обязанностей по эффективному управлению, надзору и наблюдению за инфраструктурами.

В 2014 году Национальный банк провел самооценку соблюдения Принципов ИФР в системе BISS как системно значимой. Результаты оценки показали, что на сегодняшний день в системе BISS нет существенных проблем, требующих безотлагательного решения. Основной нерешенный вопрос – частичное соблюдение Принципа 22 "Процедуры и стандарты передачи сообщений", которым предусмотрено обеспечение совместимости с международными процедурами и стандартами передачи сообщений. Для достижения соответствия системы BISS Принципу 22 Национальным банком проводится планомерная работа по внедрению в платежную систему Республики Беларусь методологии международного стандарта ISO 20022 "Финансовые услуги. Универсальная схема сообщений финансовой индустрии".

В рамках данной работы с 1 января 2017 г. в Республике Беларусь будет осуществлен переход на использование международной структуры номера счета (IBAN) и банковского идентификационного кода (БИК).

Перспективы дальнейшего внедрения международных стандартов в платежную систему будут отражены в разрабатываемой Концепции развития платежной системы Республики Беларусь на 2016–2020 годы. Этот документ определит среднесрочную стратегию развития платежной системы Республики Беларусь с учетом прогрессивного мирового опыта и необходимости консолидации усилий и ресурсов Национального банка, банков и других компетентных органов в части реализации задач по дальнейшему повышению эффективности, надежности и безопасности функционирования инфраструктуры финансового рынка страны.




Поделиться: