НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Контакт-центр

+375 17 306-00-02

Новости и пресс-релизы


print  Версия для печати

24.04.2015

ПРЕСС-РЕЛИЗ

О расширенном заседании Правления Национального банка Республики Беларусь

Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за I квартал 2015 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации, а также актуальные вопросы использования современных электронных платежных инструментов и средств платежа, интернет-банкинга и иных систем дистанционного банковского обслуживания рассмотрены 23 апреля 2015 г. на расширенном заседании Правления Национального банка. В его работе приняли участие представители Национального собрания, Администрации Президента Республики Беларусь, Аппарата Совета Министров, заинтересованных министерств и ведомств, руководители главных и самостоятельных управлений центрального аппарата и структурных подразделений Национального банка, Ассоциации белорусских банков, банков, Ассоциации лизингодателей Беларуси, Республиканской ассоциации микрофинансовых организаций.

Как отмечалось на заседании, денежно-кредитная политика в I квартале 2015 г. была направлена, главным образом, на поддержание макроэкономической устойчивости и замедление инфляции.

Динамика потребительских цен в I квартале 2015 г. складывалась в рамках установленного целевого параметра на 2015 год (18 процентов с допустимым отклонением в размере 2 процентных пунктов).

За I квартал 2015 г. прирост потребительских цен составил 4,9 процента, что соответствует приросту потребительских цен за аналогичный период прошлого года. В годовом выражении инфляция в марте вернулась к уровню декабря 2014 г. – 16,2 процента.

Сдерживающее воздействие на инфляционные процессы оказывали меры экономической политики, направленные на оптимизацию внутреннего спроса, и ограничение денежного предложения со стороны Национального банка в рамках реализуемого режима монетарного таргетирования.

Динамика промежуточного ориентира монетарной политики – прироста средней широкой денежной массы – в I квартале 2015 г. в целом находилась в рамках прогнозной траектории достижения установленных параметров. В марте 2015 г. прирост средней широкой денежной массы составил в годовом выражении 36,9 процента при целевом ориентире на конец 2015 года не более 30 процентов.

В дальнейшем Национальный банк продолжит таргетировать объем денежного предложения таким образом, чтобы инфляция не превысила установленный прогнозный параметр.

Принятые меры макроэкономической корректировки, в том числе переход к более гибкой курсовой политике, способствовали стабилизации ситуации на валютном рынке. При этом чистое предложение иностранной валюты сформировало положительное сальдо валютных интервенций Национального банка за I квартал 2015 г.

Национальный банк последовательно движется в направлении дальнейшего усиления гибкости обменного курса. Ведется серьезная подготовительная работа по переходу к механизму проведения валютных торгов в форме непрерывного двойного аукциона.

Правительство и Национальный банк продолжают своевременно и в полном объеме исполнять внешние и внутренние обязательства. В целях недопущения значительного уменьшения финансирования экономики и снижения внутреннего спроса в условиях падения экономической активности Правительством и Национальным банком ведется активная работа с Правительством Российской Федерации, Международным валютным фондом, Антикризисным фондом ЕврАзЭС, Всемирным банком, другими иностранными инвесторами по привлечению внешнего финансирования.

Ситуация на кредитно-депозитном рынке в I квартале 2015 г. характеризовалась притоком срочных рублевых депозитов населения в банковскую систему при оптимизации темпов кредитования экономики.

Процентные ставки на кредитно-депозитном рынке в I квартале 2015 г. формировались в значительной степени под влиянием экономической ситуации конца 2014 года. В то же время сохранение в течение длительного времени высоких процентных ставок несет в себе дополнительные риски для банковского сектора и экономики в целом.

В этой связи наряду с принимаемыми мерами по снижению процентных ставок по операциям предоставления ликвидности Национальным банком приняты решения о введении дополнительной нагрузки на банки, которые поддерживают необоснованно высокие процентные ставки на депозитно-кредитном рынке:

  • повышение отчислений в специальные резервы по кредитам, процентная ставка которых превышает ставку по постоянно доступным операциям Национального банка в форме кредита овернайт, увеличенную на определенный коэффициент;
  • формирование фонда обязательных резервов с повышенным коэффициентом при превышении средней за месяц ставки по новым срочным вкладам в национальной валюте юридических и физических лиц над ставкой по постоянно доступным операциям Национального банка в форме кредита овернайт.

Принятые меры будут стимулировать банки к выбору более взвешенной депозитно-кредитной политики и станут фактором повышения устойчивости банковского сектора.

В целом по банковскому сектору в I квартале 2015 г. обеспечено соблюдение основных нормативов безопасного функционирования банков. Наиболее значимым риском для устойчивой работы банковского сектора являлся кредитный риск.

В целях ограничения роста проблемных активов в текущем году банкам поручено активизировать работу с юридическими лицами, имеющими сложности с выполнением обязательств перед банками, по рефинансированию кредитной задолженности исходя из их денежных потоков.

Одной из приоритетных задач банковской системы Беларуси на ближайшую перспективу должно стать активное развитие цифровых банковских технологий.

На 1 апреля 2015 г. доля безналичных операций с использованием банковских платежных карточек в общем объеме операций составила 75 процентов по количеству и 29,4 процента по сумме. При этом доля безналичного оборота в розничном товарообороте выросла с 9,5 процента в 2011 году до 18,7 процента в 2014 году, в объеме платных услуг населению – с 10,8 процента до 19,5 процента.

Парк платежных терминалов, установленных в организациях торговли и сервиса, увеличился с 73,6 тысячи до 91,3 тысячи единиц, что позволило снизить количество карточек на один платежный терминал со 160 до 134. При этом в I квартале 2015 г. отмечено снижение количества платежных терминалов, установленных в организациях торговли и сервиса, на 420 единиц, инфокиосков – на 39 единиц.

В целях дальнейшего роста доли безналичных расчетов банкам было рекомендовано уделить особое внимание:

  • реализации мероприятий, стимулирующих использование современных электронных платежных инструментов и средств платежа, включая выплаты держателям банковских платежных карточек в виде процентов от суммы оплаты товаров (работ, услуг) при использовании данного платежного инструмента, разработку и внедрение программ лояльности по банковским услугам и продуктам;
  • реализации мероприятий, направленных на увеличение количества пользователей систем дистанционного банковского обслуживания;
  • активному использованию технологии оплаты товаров (услуг) посредством мобильных платежных терминалов (мобильного эквайринга);
  • выпуску в обращение и развитию программно-технической инфраструктуры приема бесконтактных банковских платежных карточек и др.

Участники заседания также отметили, что по-прежнему одним из наиболее сложных остается вопрос регулирования тарифов на инкассацию и эквайринг. Принимая во внимание мнение банковского и бизнес-сообществ, текущий уровень развития рынка карточек в Республике Беларусь и другие факторы, банкам рекомендовано устанавливать вознаграждение (плату) за эквайринг и за инкассацию наличных денежных средств на основе договорных отношений с организациями торговли (сервиса), учитывая интересы как банка, так и организации торговли (сервиса). При этом особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития сети платежных терминалов в сельской местности и росту доли безналичных операций с использованием банковских платежных карточек. Принимать решения о необходимости взимания платы с клиентов при осуществлении платежей с использованием наличных денежных средств в кассах банков необходимо с учетом экономической целесообразности и окупаемости предоставляемых банком услуг.

В рамках реализации задач по созданию условий для осуществления цифровой трансформации в банковской сфере Национальным банком разработан и вынесен на общественное обсуждение проект Указа Президента Республики Беларусь "О развитии цифровых банковских технологий и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь".

Основополагающей нормой проекта Указа является регламентация возможности осуществлять идентификацию и аутентификацию клиента в банке, в котором клиент прошел первичную идентификацию в установленном законодательством порядке (личное присутствие и собственноручное подписание необходимых документов), при втором и последующих обращениях за услугами в этот же банк на основании идентификационной информации, уже имеющейся в банке и полученной при проведении первичной идентификации. Таким образом, банки на базе своих программно-технических решений смогут обслуживать клиента через каналы дистанционного банковского обслуживания при втором и последующих обращениях.

Второй ключевой нормой является создание механизма межбанковской идентификации и аутентификации клиентов без их физического посещения банков на базе информации о первичной идентификации в одном из банков Республики Беларусь. В связи с этим предлагается создать единую банковскую систему идентификации клиентов под эгидой Национального банка, что позволит создать предпосылки для формирования рынка идентификационных услуг и межбанковского рынка дистанционного банковского обслуживания. В качестве базы для создания единой системы идентификации предлагается рассматривать Единое расчетное и информационное пространство.

В настоящее время проект Указа прошел первый этап согласования в государственных органах и в целом получил положительную оценку.

Основные направления и целевые показатели развития цифровой трансформации кредитно-финансовой сферы на ближайшее будущее найдут отражение в Стратегии развития цифровых банковских технологий на 2016–2020 годы, которая будет разработана и вынесена на рассмотрение Правления Национального банка Республики Беларусь в декабре 2015 г.




Поделиться: