НАЦЫЯНАЛЬНЫ БАНК РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ
Кантакт-цэнтр

+375 17 306-00-02

Положение о принципах регулирования ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Правления
Национального банка
Республики Беларусь

30.12.2016 № 657

ПОЛОЖЕНИЕ
о принципах регулирования ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь
  

Предыдущие редакции



ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет принципы проведения Национальным банком Республики Беларусь (далее – Национальный банк) операций по регулированию ликвидности банков Республики Беларусь в белорусских рублях (далее – ликвидность). Настоящее Положение не регламентирует проведение операций по регулированию ликвидности с небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

2. Применительно к настоящему Положению нижеприведенные термины используются в следующих значениях:

  • внутридневная ликвидность – обеспеченность банков денежными средствами в белорусских рублях в течение рабочего дня для проведения платежей. Регулирование внутридневной ликвидности осуществляется посредством выполнения резервных требований на усредняемой основе и внутридневного кредита;
  • текущая ликвидность – обеспеченность банков денежными средствами в белорусских рублях для осуществления платежей с учетом необходимости выполнения ими резервных требований в текущем периоде выполнения. Регулирование текущей ликвидности осуществляется посредством применения стандартных инструментов Национального банка на сроки в пределах текущего и следующего за текущим периода выполнения резервных требований, а также выполнения резервных требований на усредняемой основе;
  • структурная ликвидность – обеспеченность банков денежными средствами в белорусских рублях для осуществления платежей с учетом необходимости выполнения ими резервных требований в течение периода, превышающего текущий период выполнения резервных требований, характеризующаяся определенным устойчивым состоянием. Регулирование структурной ликвидности осуществляется посредством изменения нормативов обязательных резервов, покупки-продажи находящихся в обращении ценных бумаг до погашения, проведения стандартных операций на сроки, выходящие за пределы текущего и следующего за текущим периода выполнения резервных требований. В целях обеспечения финансовой стабильности банковской системы структурная ликвидность может регулироваться также путем предоставления стабилизационных кредитов.


ГЛАВА 2
ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИКВИДНОСТИ

3. Регулирование ликвидности является частью системы регулирования Национальным банком монетарной сферы и определяется целями, установленными Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, а также иными нормативными правовыми актами. Регулирование ликвидности банковской системы направлено на:

  • содействие бесперебойности проведения расчетов на основе поддержки необходимого уровня текущей ликвидности;
  • сглаживание колебаний конъюнктуры финансового рынка и предотвращение кризисов, вызванных факторами краткосрочного характера, повышение предсказуемости динамики ставок финансовых рынков, снижение процентного риска банков;
  • формирование экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями монетарной политики;
  • содействие развитию различных сегментов финансового рынка путем выбора тех или иных операций для регулирования ликвидности.
  • 4. Исправление структурных диспропорций балансов банков и разрешение вопросов, связанных либо вызванных проблемами долгосрочного характера, не являются целью регулирования текущей ликвидности.

    5. В соответствии со статьей 25 Банковского кодекса Республики Беларусь получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка. При установлении процентных ставок и принятии иных решений по операциям регулирования текущей ликвидности прибыль Национального банка не является определяющим фактором.

    6. Национальный банк отдает приоритет регулированию текущей ликвидности. Стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности и их характеристики приведены согласно приложению к настоящему Положению. Принципами регулирования текущей ликвидности являются:

    • синхронизация основных операций по регулированию ликвидности и решений Национального банка об изменении уровня процентных ставок с периодами выполнения резервных требований;
    • минимизация вмешательства Национального банка в функционирование денежного рынка посредством проведения операций по регулированию ликвидности при сохранении их эффективности с точки зрения достижения операционного ориентира;
    • оперативность, простота и автоматизация процедур осуществления операций по регулированию ликвидности; прозрачность политики Национального банка;
    • предъявление равных требований к банкам со стороны Национального банка при допуске к использованию инструментов регулирования ликвидности;
    • фиксированность срока операций Национального банка, то есть недопустимость досрочного прекращения обязательств по операциям регулирования текущей ликвидности, а также пролонгации сделок;
    • обеспеченность операций поддержки текущей ликвидности ликвидным залогом.

    7. Регулирование текущей ликвидности реализуется посредством:

    • выработки тактики осуществления Национальным банком операций по регулированию ликвидности;
    • установления параметров операций по регулированию ликвидности;
    • предоставления участникам рынка информации о ликвидности.

    8. При реализации Национальным банком монетарной политики путем регулирования текущей ликвидности приоритетным является достижение операционного ориентира денежно-кредитной политики.

    9. Операционный ориентир денежно-кредитной политики определяется Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, его параметры устанавливаются отдельными решениями Правления Национального банка.



    ГЛАВА 3
    ПОКАЗАТЕЛИ ЛИКВИДНОСТИ

    10. Для выработки тактики осуществления Национальным банком операций по регулированию ликвидности и принятия решений об установлении их параметров используются следующие показатели:

    • позиция по резервным требованиям;
    • позиция по стандартным инструментам регулирования ликвидности (далее – позиция по инструментам);
    • ликвидность.

    11. Позиция по резервным требованиям определяется как объем белорусских рублей на корреспондентских счетах участников платежной системы Республики Беларусь в Национальном банке за вычетом требуемого объема денежных средств для выполнения резервных требований до конца периода выполнения резервных требований.

    Отрицательная величина позиции по резервным требованиям указывает на объем заимствования банками средств из фонда обязательных резервов, ее положительная величина – на объем средств в данном фонде сверх требуемой величины.

    Национальный банк с помощью своих инструментов стремится обеспечить такую величину позиции по резервным требованиям, которая бы содействовала выполнению операционной цели.

    12. Позиция по инструментам представляет собой чистые требования (требования за вычетом обязательств) участников платежной системы Республики Беларусь к Национальному банку по стандартным инструментам регулирования ликвидности.

    Отрицательная величина позиции по инструментам указывает на превышение остатка задолженности по стандартным операциям поддержки ликвидности над остатком по стандартным операциям изъятия ликвидности.

    13. Ликвидность представляет собой сумму позиций по резервным требованиям и стандартным инструментам регулирования ликвидности на конец дня. Положительная величина данного показателя отражает наличие избытка ликвидности, отрицательная – дефицита.



    ГЛАВА 4
    ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИКВИДНОСТИ

    14. В зависимости от воздействия на ликвидность операции Национального банка делятся на операции по поддержке и изъятию ликвидности.

    15. Операции по поддержке ликвидности могут осуществляться в форме кредитов, сделок СВОП, сделок прямого РЕПО, операции по изъятию ликвидности – в форме депозитов, эмиссии облигаций Национального банка (далее – облигации), сделок обратного РЕПО.

    16. Операции по регулированию ликвидности имеют следующие характеристики:

    • процентная ставка;
    • процедура проведения операций;
    • периодичность;
    • срок;
    • автономность.

    Автономность заключается в том, что при выполнении банками требований, предусмотренных для соответствующих инструментов регулирования ликвидности, согласие Национального банка не требуется.

    17. Инструменты регулирования текущей ликвидности представляют собой сочетание форм операций и их характеристик, обеспечивающее выполнение конкретной роли в достижении операционного ориентира, и подразделяются на:

    • постоянно доступные операции;
    • двусторонние операции;
    • операции на открытом рынке (основные и дополнительные).


    ГЛАВА 5
    ПОСТОЯННО ДОСТУПНЫЕ ОПЕРАЦИИ

    18. Проведение постоянно доступных операций направлено на регулирование банками своей ликвидности в автономном режиме в дополнение к основным операциям на открытом рынке. При этом ставки по постоянно доступным операциям формируют границы колебаний (коридора) ставки однодневных межбанковских кредитов в белорусских рублях.

    19. Постоянно доступные операции могут осуществляться в форме кредитов, сделок СВОП и депозитов.

    20. Постоянно доступные операции проводятся по инициативе банков и имеют следующие характеристики:

    • автономность;
    • фиксированная ставка;
    • однодневный срок;
    • проведение на двусторонней основе.

    21. Национальный банк может устанавливать совокупный (для всех банков) и индивидуальные (для каждого банка) лимиты задолженности (в части основного долга) по средствам, предоставляемым в рамках постоянно доступных операций поддержки текущей ликвидности. Лимиты могут устанавливаться для достижения операционного ориентира или ограничения финансовых рисков Национального банка. При этом методика расчета лимитов определяется в каждом конкретном случае исходя из задач, на выполнение которых ориентированы лимиты.



    ГЛАВА 6
    ДВУСТОРОННИЕ ОПЕРАЦИИ

    22. Двусторонние операции осуществляются в дополнение к постоянно доступным операциям поддержки текущей ликвидности при наличии по ним лимитов или иных ограничений в форме кредитов и сделок СВОП.

    23. Двусторонние операции имеют те же характеристики, что и постоянно доступные операции, за исключением автономности и сроков. Предоставление ресурсов в рамках двусторонних операций ориентировано на ограниченную поддержку ликвидности под непосредственным контролем Национального банка.

    24. Фиксированные ставки по двусторонним операциям равны ставке по постоянно доступным операциям поддержки текущей ликвидности.

    25. Если совокупный спрос со стороны банков на поддержку ликвидности посредством двусторонних операций превышает объем средств, который Национальный банк готов предоставить в течение текущего дня, при удовлетворении заявок банков принимаются во внимание следующие факторы:

    • значимость банка для обеспечения бесперебойности расчетов всей банковской системы;
    • срок, на который банк запрашивает рефинансирование;
    • характер мер, принимаемых банком для регулирования своей ликвидности (выполнение рекомендаций Национального банка в отношении повышения ликвидности банка, корректировка структуры активных операций);
    • взаимоотношения с банком при поддержке его ликвидности в прошлом (своевременность и полнота исполнения обязательств перед Национальным банком, отказ от заключения заявленных сделок).


    ГЛАВА 7
    ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

    26. Основные операции на открытом рынке играют главную роль в регулировании текущей ликвидности и достижении операционного ориентира и могут осуществляться в форме кредитов, сделок СВОП, эмиссии облигаций, прямого и обратного РЕПО, депозитов.

    27. Основные операции на открытом рынке имеют следующие характеристики:

    • проводятся на аукционной основе;
    • осуществляются в соответствии с графиком основных операций Национального банка на открытом рынке (далее – график операций);
    • процентная ставка и (или) объем могут определяться непосредственно в ходе аукционных торгов или накануне проведения аукциона в зависимости от формы его проведения.

    28. При проведении основных операций на открытом рынке Национальный банк стремится к тому, чтобы процентная ставка по ним была ориентиром для ставки однодневных межбанковских кредитов в белорусских рублях.

    29. График операций содержит информацию о датах, сроках проведения и при необходимости иные сведения о планируемых операциях. График составляется, как правило, на квартал. Основные параметры аукционов определяются и доводятся до банков обычно не позднее дня, предшествующего дню проведения аукционов.

    30. График операций предусматривает еженедельное проведение операций, как правило, по средам на срок семь дней. Если дата проведения указанных операций приходится на нерабочий день, то она переносится на следующий рабочий день. При этом срок операции может корректироваться таким образом, чтобы дата завершения операции совпадала с датой проведения следующей семидневной операции.

    31. Допускается дополнение графика операций регулярными операциями на иные сроки, не превышающие трех месяцев.



    ГЛАВА 8
    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

    32. Дополнительные операции на открытом рынке предназначены для сглаживания непрогнозируемых колебаний текущей ликвидности либо удлинения сроков регулирования ликвидности и имеют те же характеристики, что и основные операции, при этом:

    • дата и сроки проведения устанавливаются Национальным банком исходя из конкретной ситуации с ликвидностью;
    • процедурой проведения является аукцион или доразмещение ценных бумаг Национального банка.

    33. Срок дополнительных операций регулирования ликвидности не превышает, как правило, трех месяцев.



    ГЛАВА 9
    ВЫПОЛНЕНИЕ РЕЗЕРВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
    НА УСРЕДНЯЕМОЙ ОСНОВЕ

    34. Выполнение резервных требований на усредняемой основе позволяет банкам погашать краткосрочные колебания текущей ликвидности, оказывая сглаживающее воздействие на уровень ставки однодневных межбанковских кредитов в белорусских рублях. Резервные требования также являются источником поддержки внутридневной ликвидности банков.

    35. Продолжительность периода выполнения резервных требований кратна семи дням, что соответствует сроку основных операций на открытом рынке, и составляет 28 или 35 дней (4 или 5 недель). Первый день периода выполнения резервных требований совпадает с днем проведения основных семидневных операций на открытом рынке, который, как правило, приближен к 15 числу месяца.

    36. График периодов выполнения резервных требований составляется преимущественно на один год.



    ГЛАВА 10
    ВНУТРИДНЕВНОЙ КРЕДИТ

    37. Внутридневной кредит предоставляет банкам возможность пополнения своей внутридневной ликвидности и содействует более равномерному и скорейшему прохождению платежей в течение дня.

    38. Остаток задолженности по внутридневному кредиту (по основному долгу) не может превышать установленного для банка индивидуального лимита задолженности по постоянно доступному кредиту овернайт.



    ГЛАВА 11
    РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРНОЙ ЛИКВИДНОСТИ

    39. В целях изъятия структурной ликвидности Национальный банк может повысить нормативы обязательных резервов, продать до погашения ценные бумаги, находящиеся в его портфеле, провести стандартные операции по изъятию ликвидности на сроки, превышающие продолжительность текущего и следующего за текущим периода выполнения резервных требований.

    40. В целях поддержки структурной ликвидности Национальный банк может снизить нормативы обязательных резервов, выкупить у банков до погашения ценные бумаги, находящиеся в обращении, провести стандартные операции по предоставлению ликвидности на сроки, превышающие продолжительность текущего и следующего за текущим периода выполнения резервных требований, а также предоставить стабилизационные кредиты при необходимости обеспечения финансовой стабильности банковской системы.

    41. Стабилизационные кредиты предоставляются для оказания помощи платежеспособным банкам, имеющим перспективную бизнес-модель, в реализации программ стабилизации финансового состояния и преодолении структурного дефицита ликвидности.

    42. Стабилизационные кредиты предоставляются на срок, определенный исходя из программы стабилизации финансового состояния, но не более одного года. Процентная ставка устанавливается на уровне, превышающем процентные ставки по постоянно доступным операциям поддержки текущей ликвидности.



    ГЛАВА 12
    ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИКВИДНОСТИ И РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

    43. Правление Национального банка принимает следующие решения:

    • об установлении ставок по постоянно доступным операциям;
    • об изменении нормативов обязательных резервов;
    • о предоставлении стабилизационных кредитов.

    44. В сферу компетенции Комитета по операциям на финансовых рынках входит рассмотрение следующих вопросов:

    • об установлении процентных ставок за пользование денежными средствами в иностранной валюте по сделкам СВОП; об установлении при необходимости совокупных и индивидуальных лимитов по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности в целях достижения операционного ориентира денежно-кредитной политики;
    • об утверждении графика основных операций Национального банка на открытом рынке;
    • об увеличении при необходимости сроков осуществления операций на открытом рынке;
    • об установлении при необходимости предельных уровней ставок по операциям на открытом рынке;
    • о приостановлении осуществления любого вида операций по регулированию ликвидности со всеми или отдельными банками;
    • об определении планируемого объема аукционных операций и (или) ставки отсечения и объема аукционных операций по регулированию ликвидности банковской системы;
    • об определении объема двусторонних операций Национального банка по поддержке ликвидности банков.

    45. Заместитель Председателя Правления Национального банка, направляющий деятельность Главного управления операций на финансовых рынках, принимает следующие решения:

    • о проведении дополнительных операций на открытом рынке;
    • о параметрах планируемых операций на открытом рынке.

    46. Главное управление операций на финансовых рынках в разделе ”Монетарная политика“ официального сайта Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет размещает информацию об уровне текущей ликвидности, параметрах планируемых и фактически совершенных операций по регулированию текущей ликвидности, сведения об обязательных резервах, контрагентах Национального банка, а также программные и нормативные правовые акты по операциям Национального банка.

    В целях повышения эффективности операций и качества прогнозирования банками текущей ликвидности Национальный банк вправе размещать иную информацию, в том числе характеризующую динамику и структуру текущей ликвидности банковской системы.



Приложение
к Положению о принципах
регулирования текущей ликвидности
банков Республики Беларусь
Национальным банком
Республики Беларусь

Стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности и их характеристики
 
Название нструмента, форма операции * Характеристики
Процентная ставка Срок Инициатор сделки Автономность Процедура проведения операции
ПОСТОЯННО ДОСТУПНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Кредит овернайт (+)
СВОП (+)
Депозиты (-)
Фиксированная 1 день Банки Да Двусторонняя сделка
ДВУСТОРОННИЕ ОПЕРАЦИИ
Кредиты (+)
СВОП (+)
Фиксированная До 30 дней Банки Нет Двусторонняя сделка
ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ
Основные операции на открытом рынке
Кредиты (+)
СВОП (+)
Облигации (-)
Прямое (+)
и обратное (-) РЕПО
Депозиты (-)
Рыночная Определяются в графике операций Национальный банк Нет Аукцион
Дополнительные операции на открытом рынке
Кредиты (+)
СВОП (+)
Облигации (-)
Прямое (+)
и обратное (-) РЕПО
Депозиты (-)
Рыночная Не стандартизиро-
ваны
Национальный банк Нет Аукцион
Доразмещение облигаций

Примечания:
* – Символом "+" отмечены операции по поддержке ликвидности, символом "-" – операции по изъятию ликвидности.




Предыдущие редакции:
 
2000:      2001:      2002:      2003:      2008: