НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Контакт-центр

+375 17 306-00-02

Комментарии и разъяснения по вопросам осуществления лизинговой деятельности


  • О признании осуществления лизинговой организацией лизинговой деятельности на день вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 99 ”О вопросах регулирования лизинговой деятельности“ (далее – Указ).

    Указом предусмотрены особенности формирования уставного фонда и сроков включения в реестр для лизинговых организаций, осуществляющих лизинговую деятельность на день вступления в силу Указа (1 сентября 2014 г.). Так, согласно части второй подпункта 1.4 пункта 1 Указа для таких лизинговых организаций установлено поэтапное формирование уставного фонда до минимального значения, эквивалентного 50 тыс. евро. Пунктом 3 Указа для таких лизинговых организаций предусмотрено право осуществления лизинговой деятельности без включения в реестр до 1 марта 2015 г.

    В этой связи требует разъяснения, как определяется и подтверждается факт осуществления лизинговой деятельности на указанную дату.

    Согласно абзацу второму подпункта 1.3 пункта 1 Указа под лизинговой деятельностью понимается предпринимательская деятельность по приобретению лизингодателем в собственность имущества в целях его последующего предоставления за плату во временное владение и пользование лизингополучателю. При этом лизинговая деятельность осуществляется путем заключения договора финансовой аренды (лизинга) и в соответствии с ним договора купли-продажи (поставки) имущества, приобретаемого для последующей передачи в качестве предмета лизинга.

    Исходя из этого, фактом осуществления лизинговой деятельности на дату вступления в силу Указа является наличие на 1 сентября 2014 г. заключенных юридическим лицом (в качестве лизингодателя) договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров купли-продажи (поставки), предусматривающих приобретение имущества для последующей передачи в качестве предмета лизинга по этим договорам финансовой аренды (лизинга).

    Следует отметить, что согласно форме заявления о включении в реестр лизинговых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 30 июня 2014 г. № 423 ”Об установлении форм заявления и свидетельства о включении в реестр лизинговых организаций и утверждении Инструкции о порядке создания и ведения реестра лизинговых организаций“, при указании основных видов деятельности юридического лица отдельно указывается лизинговая деятельность и процент данной деятельности в общем объеме доходов. Эта информация указывается исходя из имеющейся у лизинговой организации наиболее актуальной информации. Таким образом, указание процента лизинговой деятельности в общем объеме доходов в значении, отличном от 0, подтверждает факт осуществления лизинговой деятельности на 1 сентября 2014 г. без необходимости представления копий заключенных договоров финансовой аренды (лизинга) и купли-продажи (поставки) предмета лизинга.

  • О необходимости включения в реестр юридических лиц, для которых лизинговая деятельность не является основным видом деятельности.

    До принятия Указа юридические лица имели возможность осуществления лизинговой деятельности в качестве одного из видов деятельности либо заключать договоры финансовой аренды (лизинга) в качестве лизингодателя по мере необходимости в рамках своей основной деятельности. При этом для некоторых юридических лиц лизинговая деятельность не является основным видом деятельности.

    Следует отметить, что Указом не устанавливается требование об осуществлении лизинговой деятельности юридическим лицом в качестве основного и исключительного вида деятельности. Со дня вступления в силу Указа юридические лица могут осуществлять лизинговую деятельность как в качестве основного (или исключительного) вида деятельности, так и в качестве дополнительного (сопутствующего, не основного) вида деятельности. Правомочность лизинговых организаций на осуществление иной предпринимательской деятельности, помимо лизинговой деятельности, определяется гражданским законодательством и учредительными документами юридического лица. При этом должны соблюдаться следующие требования и ограничения, предусмотренные Указом:

    • Если юридическое лицо намерено после вступления в силу Указа заключать более трех договоров финансовой аренды (лизинга) в течение одного календарного года независимо от общей стоимости передаваемых по ним предметов лизинга или осуществлять передачу в лизинг предметов лизинга на сумму 10000 и более базовых величин независимо от количества договоров финансовой аренды (лизинга), по которым они передаются, такое юридическое лицо обязано обратиться в Национальный банк с заявлением о включении в реестр лизинговых организаций.
    • Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель после вступления в силу Указа заключает в течение года три и менее договора финансовой аренды (лизинга) общей стоимостью менее 10000 базовых величин, такое лицо может осуществлять лизинговую деятельность без включения в реестр.

    Необходимо также отметить, что банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют лизинговую деятельность в соответствии с Банковским кодексом и иным банковским законодательством без включения в реестр в соответствии с Указом.

    Следует учитывать, что если индивидуальный предприниматель, осуществляющий в настоящее время лизинговую деятельность, намерен осуществлять лизинговую деятельность в качестве основного вида деятельности (более трех договоров финансовой аренды (лизинга) и (или) на сумму предметов лизинга 10000 и более базовых величин), то он должен создать юридическое лицо и обратиться в установленном порядке в Национальный банк с заявлением о включении в реестр.

  • О порядке подачи в Национальный банк заявления о включении лизинговой организации в реестр лизинговых организаций.

    Для включения в реестр лизинговая организация представляет в Национальный банк Заявление о включении в реестр лизинговых организаций по форме, установленной постановлением Правления Национального банка от 30 июня 2014 г. № 423 ”Об установлении форм заявления и свидетельства о включении в реестр лизинговых организаций и утверждении Инструкции о порядке создания и ведения реестра лизинговых организаций“.

    Заявление составляется в двух экземплярах и представляется уполномоченным лицом лизинговой организации работнику структурного подразделения Национального банка, ответственному за ведение реестра, либо направляется в Национальный банк по почте заказным письмом. Первый экземпляр заявления передается в Национальный банк, второй экземпляр с отметкой Национального банка о приеме заявления остается у лизинговой организации (при представлении работнику структурного подразделения Национального банка, ответственному за ведение реестра), либо отправляется лизинговой организации по почте заказным письмом (при поступлении заявления по почте). С первым экземпляром заявления в Национальный банк передаются копия устава и копии документов, подтверждающих формирование уставного фонда.

    В заявлении необходимо указать виды экономической деятельности, осуществляемые лизинговой организацией, включая лизинговую деятельность. Лизинговые организации, осуществляющие лизинговую деятельность на 1 сентября 2014 г., указывают в заявлении основные виды деятельности по состоянию на 1 сентября 2014 г. с определением на основании наиболее актуальной информации процента каждого вида деятельности в общем объеме полученных ими доходов. Иные лизинговые организации указывают в заявлении основные виды деятельности на дату подачи заявления с определением на основании наиболее актуальной информации процента каждого вида деятельности в общем объеме полученных ими доходов.

    Копии документов, названные в заявлении в строке ”Приложение“ и содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью и подписаны уполномоченным лицом. На обороте последнего листа документа, содержащего более одного листа, делается отметка ”Копия верна“ с указанием информации о количестве пронумерованных и прошитых в документе листов, которая заверяется подписью руководителя либо уполномоченного лица и скрепляется печатью.

  • О формировании минимального размера уставного фонда лизинговой организации

    В соответствии с частью первой подпункта 1.4 пункта 1 Указа условием включения лизинговой организации, вновь созданной после вступления в силу Указа, либо юридического лица, ранее не осуществлявшего лизинговую деятельность, является наличие уставного фонда, сформированного на дату подачи заявления о включении в реестр в размере не ниже минимального размера, равного сумме, эквивалентной 50 тыс. евро.

    Частью второй данного подпункта установлен особый порядок включения в реестр и формирования уставного фонда для действующих лизинговых организаций (лизинговых организаций, имеющих на 1 сентября 2014 года заключенные договоры финансовой аренды (лизинга) и договоры купли-продажи (поставки) предметов лизинга):

    • Действующие лизинговые организации включаются в реестр независимо от размера уставного фонда;
    • Действующие лизинговые организации обязаны сформировать уставные фонды в сроки и в минимальном размере в следующем порядке:
      к 1 июля 2015 г. – не менее суммы, эквивалентной 25 тыс. евро;
      к 1 июля 2016 г. – не менее суммы, эквивалентной 50 тыс. евро.

    Важным моментом является дата, на которую осуществляется пересчет суммы уставного фонда в эквивалент евро.

    Эквивалент в евро фактически сформированного на дату представления в Национальный банк документов уставного фонда лизинговой организации определяется исходя из официального курса белорусского рубля к евро, установленного Национальным банком на дату формирования уставного фонда лизинговой организации.

    В соответствии с Указом подтверждением формирования уставного фонда на дату подачи заявления о включении в реестр является копия документа о формировании уставного фонда. В соответствии с законодательством такими документами могут быть:

    • выписка из временного счета;
    • заключение экспертизы достоверности оценки стоимости неденежного вклада;
    • документы, подтверждающие наличие у учредителя вещного права на имущество, вносимое в качестве вклада в неденежной форме в уставный фонд (договор купли-продажи, справка, выданная территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним);
    • платежные документы, подтверждающие внесение денежных вкладов в уставный фонд;
    • иные документы в соответствии с законодательством, подтверждающие формирование уставного фонда.
  • Осуществление иностранными организациями лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь

    В соответствии с абзацем третьим части второй подпункта 1.1 пункта 1 Указа лизинговую деятельность без включения в реестр вправе осуществлять иностранные организации, осуществляющие лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

    В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и международными соглашениями субъекты других стран (иностранные организации) могут осуществлять деятельность с участием резидентов Республики Беларусь в следующих формах:

    • Путем создания на территории Республики Беларусь юридического лица. В этом случае такое юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, подлежит включению в реестр в соответствии с требованиями Указа;
    • Путем осуществления деятельности, которая в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь признается деятельностью через постоянное представительство иностранной организации. Согласно статье 139 Налогового кодекса постоянным представительством иностранной организации признается:
      - постоянное место деятельности, через которое лизинговая организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую или иную деятельность на территории Республики Беларусь;
      - организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий.
    • Налоговым кодексом и официальными разъяснениями не раскрывается значение термина ”постоянное место деятельности“. Вместе с тем, принимая во внимание, что данный термин введен в Налоговый кодекс Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2013 года вместо термина ”обособленное структурное подразделение (учреждение)“, полагаем, что под постоянным местом деятельности может, в частности пониматься представительство иностранной организации, созданное на территории Республики Беларусь в соответствии со статьей 511 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

      Следует отметить, что в соответствии с Указом иностранные организации, осуществляющие через постоянные представительства лизинговую деятельность в Республике Беларусь, обязаны в порядке, установленном Национальным банком, составлять и через эти представительства направлять в Национальный банк отчетность и иную информацию о лизинговой деятельности. Для этого иностранные организации должны представить в Национальный банк сведения о постоянных представительствах, через которые они осуществляют (намерены осуществлять) лизинговую деятельность в Республике Беларусь. Эта информация представляется после постановки на учет организации или физического лица на налоговый учет в качестве постоянного представительства иностранной организации.

    • Путем осуществления деятельности, которая в соответствии с Налоговым кодексом не признается деятельностью через постоянное представительство. Одной из форм осуществления лизинговой деятельности в данной форме может быть заключение договоров финансовой аренды (лизинга) непосредственно с лицом, имеющим право подписи таких договоров от лица иностранной организации.

    Необходимо учитывать, что если деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь не признается деятельностью через постоянные представительства иностранной организации, то на данную деятельность распространяются требования законодательства Республики Беларусь, определяющие порядок ее осуществления (если иное не предусмотрено международными соглашениями, заключенными Республикой Беларусь).

    С учетом этого иностранные организации могут осуществлять на территории Республики Беларусь лизинговую деятельность, которая в соответствии с Налоговым кодексом не признается деятельностью через постоянное представительство. Однако при осуществлении данной деятельности на иностранные организации будут распространяться те же требования, условия и ограничения, которые установлены Указом для граждан и юридических лиц Республики Беларусь.

    Таким образом, в соответствии с Указом иностранные организации могут осуществлять на территории Республики Беларусь лизинговую деятельность без признания ее деятельностью через постоянное представительство с заключением договоров финансовой аренды (лизинга) в течение одного календарного года не более трех, и (или) предусматривающих передачу предметов лизинга общей стоимостью менее 10000 базовых величин.

  • Действие договоров, заключенных в рамках осуществления лизинговой деятельности, после вступления в силу Указа

    Указом предусмотрен ряд новаций как в части прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе нерезидентов) на осуществление лизинговой деятельности в Республике Беларусь, так и в части порядка и условий заключения договоров финансовой аренды (лизинга) и других договоров в рамках осуществления лизинговой деятельности (в частности, договора купли-продажи (поставки) предмета лизинга). В этой связи требует разъяснения порядок исполнения договоров, заключенных до вступления в силу Указа.

    В соответствии с пунктом 4 Указа договоры финансовой аренды (лизинга) и договоры купли-продажи (поставки), предусматривающие приобретение имущества для последующей передачи в лизинг в качестве предмета лизинга, не подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Указа и действуют до полного исполнения сторонами всех принятых обязательств.

    Это означает следующее:

    • При исполнении указанных договоров стороны должны руководствоваться законодательством о лизинговой деятельности, действовавшим до вступления в силу Указа. При этом к отношениям, возникающим из данных договоров, не применяются как нормы непосредственно Указа, так и нормы законодательных актов и иных нормативных правовых актов, принятых в рамках приведения актов законодательства в соответствие с данный Указом.
    • При заключении дополнительных соглашений к ранее заключенным договорам стороны обязаны руководствоваться законодательством, действующим на дату подписания соответствующих дополнительных соглашений.
    • Предусмотренные Указом ограничения по заключению договоров лизинга юридическими лицами, не являющимися лизинговыми организациями, включенными в реестр, а также индивидуальными предпринимателями (не более трех договоров в год и (или) при сумме предмета лизинга менее 10000 базовых величин), не ограничивают правомочия этих субъектов (как резидентов, так и нерезидентов Республики Беларусь) на заключение договоров финансовой аренды (лизинга) до вступления в силу Указа и не влияют на действительность этих договоров после вступления в силу Указа.
  • О заключении дополнительных соглашений к действующим на 1 июля 2016 г. договорам лизинга для приведения их в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450 ”О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь“

    Пунктом 2 статьи 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что в случае, если принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

    Поскольку нормами Указа Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450 ”О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь“ определено соотношение белорусского рубля образца 2009 года к белорусскому рублю образца 2000 года, целесообразность заключения дополнительных соглашений к действующим договорам определяется самостоятельно субъектами хозяйствования.