Комментарии и разъяснения по вопросам осуществления микрофинансовой деятельности

С 27 апреля 2020 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 ”О предоставлении и привлечении займов“ (далее – Указ № 394), который принят в целях совершенствования порядка осуществления деятельности по регулярному предоставлению и привлечению займов, а также усиления защиты прав потребителей услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями.

Указ № 394 отменяет действие Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 325 ”О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций“.

В числе нововведений, предусмотренных Указом № 394, можно выделить следующие.

В целях снижения долговой нагрузки на потребителей услуг микрофинансовых организаций ограничены суммы процентов и неустойки, которые могут быть начислены по договорам микрозайма. Так, сумма причитающихся микрофинансовой организации процентов за весь срок пользования микрозаймом не может превышать двукратной суммы микрозайма, предоставленного микрофинансовой организацией, а сумма неустойки (штрафа, пеней) не может быть выше половины суммы предоставленного микрозайма.

Также не допускается включение в договор микрозайма условий о взимании микрофинансовой организацией с заемщика повышенных процентов за пользование микрозаймом в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по договору микрозайма.

Изменены подходы к формированию уставного фонда ломбарда (он должен быть сформирован путем внесения денежных средств в размере не менее минимального размера уставного фонда, установленного Национальным банком). Это позволит улучшить финансовое положение ломбардов и повысить уровень ответственности их учредителей.

При этом расширен перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять ломбарды (предоставлять микрозаймы гражданам под залог транспортных средств без обязанности передачи предмета залога (транспортного средства) ломбарду, осуществлять комиссионную торговлю, хранение вещей и их приобретение с целью реализации).

В случае возникновения конфликтной ситуации между заемщиком и заимодавцем до обращения в суд или Национальный банк обязательным условием выступает предъявление сторонами спора претензии – письменного предложения о добровольном урегулировании возникшего спора.

Также установлены требования к рекламе деятельности по предоставлению (привлечению) займов и микрозаймов. Реклама должна содержать полную и достоверную информацию о рекламодателях и рекламируемой ими деятельности. Данное требование распространяется как на организации, включенные в реестр микрофинансовых организаций, так и на любые субъекты, предоставляющие денежные средства взаем.

В соответствии с нововведениями членами потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи (для получения финансирования своей деятельности) могут стать физические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, виды деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог, а также субъекты малого и среднего предпринимательства.

Предоставлять микрозаймы под залог движимого имущества могут не являющиеся микрофинансовыми организациями государственные юридические лица, оказывающие бытовые услуги населению и зарегистрированные в сельской местности, а также юридические лица, осуществляющие скупку драгоценных металлов и камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь. Для осуществления такой деятельности указанные юридические лица должны направить в Национальный банк уведомление о намерении осуществлять микрофинансовую деятельность и со дня информирования Национальным банком о получении такого уведомления вправе ее осуществлять.

С 27 апреля 2020 г. некоммерческие микрофинансовые организации, созданные в организационно-правовой форме фонда, утратили право регулярно предоставлять микрозаймы. При этом субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальные предприниматели, которые ранее были заемщиками фондов, могут получать микрозаймы от потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи.

Кроме того, для исключения отдельных недобросовестных практик предоставления денежных средств ограничивается спектр вещей, которые могут быть предметом лизинга по договорам возвратного лизинга, заключаемым с физическими лицами. С 27 апреля 2020 г. предметом возвратного лизинга могут выступать только транспортные средства и жилые помещения. Ранее нарекания вызывали сделки по предоставлению гражданам денежных средств под высокие проценты, оформляемые в виде возвратного лизинга мобильных телефонов и компьютерной техники.

Часто задаваемые вопросы

В соответствии с Указом № 394 под договором микрозайма понимается вид договора займа, по условиям которого одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на дату заключения договора, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу эту сумму с уплатой процентов за фактический срок пользования полученными денежными средствами либо без уплаты процентов.

Согласно пункту 17 Указа № 394 существенными условиями договора микрозайма помимо существенных условий, установленных в соответствии с законодательством, являются:

  • размер получаемых заимодавцем с заемщика процентов в зависимости от срока пользования микрозаймом (дневной (месячной) процентной ставки) и в годовом исчислении (годовой процентной ставки) (при взимании процентов);
  • сумма причитающихся заимодавцу процентов и порядок ее определения (при взимании процентов);
  • право заемщика на досрочный возврат по собственной инициативе микрозайма с перерасчетом суммы причитающихся заимодавцу процентов исходя из фактического срока пользования денежными средствами (при взимании процентов) и порядок досрочного возврата;
  • указание на наличие у заемщика статуса, дающего ему право на обращение за предоставлением микрозайма, в течение не менее одного календарного месяца до дня обращения за предоставлением микрозайма, а также на цель предоставления микрозайма с учетом требований, предусмотренных в пунктах 9–12 Положения о порядке осуществления микрофинансовой деятельности, утвержденного Указом № 394 (для некоммерческих микрофинансовых организаций).

В соответствии с пунктом 17 Указа № 394 не допускается включение в договор микрозайма условий:

  • о взимании микрофинансовой организацией с заемщика повышенных процентов за пользование микрозаймом в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по договору микрозайма;
  • о взимании микрофинансовой организацией с заемщика каких-либо дополнительных платежей (комиссионных и иных) за пользование микрозаймом;
  • об уплате процентов в день предоставления денежных средств (заключения договора микрозайма), за исключением случая, когда день предоставления микрозайма совпадает с днем его возврата;
  • об увеличении микрофинансовой организацией в одностороннем порядке размера получаемых заимодавцем с заемщика процентов в зависимости от срока пользования микрозаймом (дневной (месячной) процентной ставки), в годовом исчислении (годовой процентной ставки), размера неустойки (штрафа, пеней) по договору и (или) об изменении срока действия договора;
  • о применении к заемщику неустойки (штрафа, пеней) за досрочный возврат микрозайма (части микрозайма).

При этом сумма причитающихся микрофинансовой организации процентов, взимаемых по договору микрозайма, не может превышать двукратной суммы микрозайма, предоставленного микрофинансовой организацией (пункт 19 Указа № 394), а сумма неустойки (штрафа, пеней) по договору микрозайма не может превышать половину суммы микрозайма, предоставленного микрофинансовой организацией заемщику (пункт 20 Указа № 394).

В соответствии с пунктом 16 Положения о порядке осуществления микрофинансовой деятельности, утвержденного Указом № 394, микрозаем предоставляется на основании договора микрозайма. При этом под договором микрозайма понимается вид договора займа, по условиям которого одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на дату заключения договора, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу эту сумму с уплатой процентов за фактический срок пользования полученными денежными средствами либо без уплаты процентов.

На основании изложенного беспроцентный заем в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин, относится к микрозайму.

В соответствии с пунктом 2 Указа № 394 с 27 апреля 2020 г. микрофинансовую деятельность вправе осуществлять:

  • коммерческие микрофинансовые организации – юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь в форме хозяйственного общества либо унитарного предприятия и осуществляющие микрофинансовую деятельность в форме предоставления микрозаймов под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования (ломбарды);
  • некоммерческие микрофинансовые организации – юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь в организационно-правовой форме потребительского кооператива (потребительский кооператив финансовой взаимопомощи, общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, потребительский кооператив второго уровня);
  • государственные юридические лица, оказывающие бытовые услуги населению и зарегистрированные в сельской местности, а также юридические лица, осуществляющие скупку драгоценных металлов и камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 6 Указа № 394 микрофинансовая деятельность, осуществляемая юридическими лицами, не названными в пункте 2 Указа № 394, и индивидуальными предпринимателями, является незаконной и запрещается.

В соответствии с пунктом 7 Указа № 394 его действие не распространяется на займы (независимо от суммы денежных средств) между физическими лицами, не выступающими при заключении данных сделок в качестве индивидуальных предпринимателей, а также на деятельность:

  • Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей;
  • Белорусского инновационного фонда;
  • учреждений финансовой поддержки предпринимателей;
  • банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению микрозаймов лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях;
  • профессиональных союзов, объединений профессиональных союзов и их организационных структур по аккумулированию денежных средств своих членов и средств из иных источников в целях оказания своим членам финансовой помощи в форме микрозаймов без взимания процентов за пользование ими;
  • юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по привлечению денежных средств посредством создания и размещения собственных токенов в соответствии с законодательством;
  • в иных случаях, установленных законодательными актами.

Граждане за получением денежных средств в заем могут обратиться в коммерческую микрофинансовую организацию – ломбард, который предоставляет микрозаймы под залог движимого имущества (без обязанности указания цели получения микрозайма).

С 27 апреля 2020 г. предоставлять микрозаймы под залог движимого имущества могут государственные юридические лица, оказывающие бытовые услуги населению и зарегистрированные в сельской местности, а также юридические лица, осуществляющие скупку драгоценных металлов и камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, после направления в Национальный банк уведомления о намерении осуществлять микрофинансовую деятельность.

Физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, производство сельскохозяйственной продукции, виды деятельности, при осуществлении которых физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, за получением денежных средств в заем могут обратиться в некоммерческую микрофинансовую организацию, созданную в форме потребительского кооператива финансовой взаимопомощи.

Физические лица, являющиеся собственниками имущества, учредителями (участниками) коммерческих организаций, за получением денежных средств в заем могут обратиться в некоммерческую микрофинансовую организацию, созданную в форме потребительского кооператива финансовой взаимопомощи.

Субъекты малого и (или) среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) за получением денежных средств в заем могут обратиться в некоммерческие микрофинансовые организации, созданные в форме потребительского кооператива финансовой взаимопомощи или в форме общества взаимного финансирования.

Микрозаймы потребительскими кооперативами финансовой взаимопомощи и обществами взаимного финансирования могут быть предоставлены только на цели осуществления вышеуказанных видов деятельности и (или) предпринимательской деятельности.

Список ломбардов и потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи, включенных в реестр микрофинансовых организаций,   размещен на сайте Национального банка (www.nbrb.by/finsector/microfinance/register). Общества взаимного финансирования на данный момент в указанном реестре отсутствуют.

С учетом мнений государственных органов, регулирующих правоотношения при осуществлении ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, производства сельскохозяйственной продукции, предпринимательской деятельности,  деятельности, при осуществлении которой физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность,  а также анализа законодательства Республики Беларусь документами, подтверждающими в соответствии с пунктом 9 Указа № 394 соответствующий статус заемщика, могут являться:

  • в отношении физических лиц, являющихся собственниками имущества, учредителями (участниками) коммерческих организаций, – удостоверенная копия устава организации с перечнем учредителей или выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • в отношении осуществления ремесленной деятельности – квитанция об оплате ремесленного сбора либо ее копия. При этом физическое лицо, осуществляющее ремесленную деятельность, обязано состоять на налоговом учете в налоговом органе;
  • в отношении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – квитанция об оплате сбора за оказание услуг в сфере агроэкотуризма. При этом физическое лицо – субъект агроэкотуризма обязано состоять на налоговом учете в налоговом органе. Подтверждающими документами для физических лиц – членов семьи физического лица, являющегося субъектом агроэкотуризма, могут быть дополнительно представленное свидетельство о праве собственности физического лица – субъекта агроэкотуризма и (или) члена его семьи на жилой дом (квартиру в жилом доме), расположенный в сельской местности или малых городских поселениях, и документы, подтверждающие совместное проживание с лицом, которому принадлежит жилой дом или квартира в жилом доме (для физических лиц, не являющихся владельцами соответствующего жилого дома или квартиры в жилом доме (например, паспорт или справка о составе семьи);
  • в отношении деятельности по осуществлению производства сельскохозяйственной продукции – правоустанавливающие документы (их копии) на земельный участок с указанием на то, что земельный участок предоставлен для целей строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных в виде служебного земельного надела, а также документы (их копии), подтверждающие совместное проживание с лицом, которому предоставлен земельный участок для целей ведения личного подсобного хозяйства (для физических лиц, не являющихся владельцами соответствующего земельного участка (например, паспорт или справка о составе семьи (их копии). Кроме того, подтверждающими документами могут являться соответствующие выписки из похозяйственных книг.

Справка, подтверждающая, что реализуемая продукция произведена физическим лицом и (или) лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства (родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги) или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном указанным лицам для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества в виде служебного земельного надела, может быть использована в качестве документа, свидетельствующего об осуществлении физическим лицом производства сельскохозяйственной продукции на предоставленном ему земельном участке кроме случаев, когда земельный участок был предоставлен для осуществления коллективного садоводства, дачного строительства.

Учитывая анализ законодательства, к производителям сельскохозяйственной продукции могут быть отнесены также вышеуказанные лица, состоящие в близком родстве с лицом, которому земельный участок предоставлен на соответствующие цели;

в отношении деятельности, при осуществлении которой физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, – документ подтверждающий уплату соответствующего налога за текущий период.

Указанные правоотношения регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК), разъяснение норм которого не входит в компетенцию Национального банка. При этом высказываем позицию Национального банка по данному вопросу, согласованную с Министерством финансов.

Согласно части пятой пункта 5 статьи 339 ГК в случае, если сумма, вырученная при реализации движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, переданного заемщиком (залогодателем) ломбарду в обеспечение исполнения обязательств заемщика по договору микрозайма, превышает размер обеспеченного залогом требования ломбарда, разница между вырученной от реализации суммой и размером требования без вычета издержек возвращается залогодателю.

В соответствии с частью четвертой пункта 5 статьи 339 ГК особенности осуществления ломбардом операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в том числе особенности реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, не востребованных из ломбарда, устанавливаются законодательством в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

В частности, особенности осуществления ломбардом операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями установлены Инструкцией об особенностях осуществления ломбардами операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 5 декабря 2014 г. № 77.

Указанная Инструкция не содержит положений, регулирующих вопросы, связанные с возвратом залогодателю разницы между суммой, вырученной от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, и размером требования, если сумма, вырученная при реализации такого имущества, превышает размер обеспеченного залогом требования.

Правоотношения с участием ломбарда и заемщика в части возврата последнему разницы от реализации заложенного и невыкупленного имущества возникают на этапе, следующем за моментом реализации движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, и урегулированы в части пятой пункта 5 статьи 339 ГК.

Учитывая изложенное, данная норма распространяется на любой вид заложенного движимого имущества. Соответственно, после реализации изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней ломбард обязан вернуть заемщику (залогодателю) образовавшуюся разницу между суммой, вырученной от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, и размером требования ломбарда к заемщику.

Национальным банком по данному вопросу получено мнение Министерства финансов, которое полагает целесообразным руководствоваться пунктом 1 статьи 121 Налогового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которым момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним.

Пунктом 4 Указа № 394 определено, что денежные средства независимо от суммы могут быть получены в заем (привлечены) от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, путем заключения договора займа, иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность денежных средств:

  • коммерческими микрофинансовыми организациями – от физических лиц, являющихся собственниками имущества, учредителями (участниками) таких организаций;
  • некоммерческими микрофинансовыми организациями – от своих членов, являющихся учредителями, а при соответствии критериям, установленным Национальным банком, – от иных своих членов;
  • иными коммерческими и некоммерческими организациями – от физических лиц, являющихся собственниками имущества, учредителями (участниками), членами таких организаций, а от других физических лиц (одного или нескольких) – не более двух раз в течение календарного месяца;
  • индивидуальными предпринимателями – от физических лиц (одного или нескольких) не более двух раз в течение календарного месяца.

В соответствии с пунктом 6 Указа № 394 деятельность по получению (привлечению) в нарушение требований Указа № 394 денежных средств от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, является незаконной и запрещается.

Действие Указа № 394 не распространяется на займы (независимо от суммы денежных средств) между физическими лицами, не выступающими при заключении данных сделок в качестве индивидуальных предпринимателей (пункт 7). Следовательно, при квалификации деятельности физических лиц как деятельности по предоставлению займов иным физическим лицам следует руководствоваться общими нормами ГК.

Статьей 1 ГК определено, что под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Этой же статьей определен закрытый перечень видов деятельности, которые к предпринимательской деятельности не относятся. Предоставление денежных займов физическим лицом другим физическим лицам на возмездной основе в данный перечень не входит.

Таким образом, если деятельность физического лица по предоставлению денежных займов физическим лицам осуществляется на возмездной основе, от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, при этом в действиях физического лица присутствует направленность на систематическое получение прибыли, такая деятельность содержит признаки предпринимательской, следовательно, должна осуществляться в рамках предпринимательской деятельности (по разъяснению Министерства по налогам и сборам).

ГК предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом (статья 210 ГК).

Вместе с тем частями первой и второй пункта 8 Указа № 394 определен перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять коммерческие микрофинансовые организации (ломбарды): микрофинансовая деятельность, хранение движимого имущества, приобретение движимого имущества в целях его реализации, комиссионная торговля.

Осуществление коммерческой микрофинансовой организацией деятельности, не указанной в частях первой и второй пункта 8 Указа № 394, является незаконным и запрещается.

Учитывая изложенное, принимая во внимание возмездный характер договора аренды, а также положения части второй статьи 1 ГК, полагаем допустимым заключение ломбардами договоров аренды в отношении имущества, принадлежащего данному юридическому лицу на праве собственности, при условии, что сделки носят разовый, а не систематический характер.

Кроме того, сдача в аренду коммерческой микрофинансовой организацией (ломбардом) имущества, приобретенного для этих целей, будет противоречить требованиям пункта 8 Указа № 394.

Арендатор с согласия арендодателя вправе сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) (пункт 2 статьи 586 ГК). К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено ГК и иными актами законодательства.

Вместе с тем частями первой и второй пункта 8 Указа № 394 определен перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять коммерческие микрофинансовые организации (ломбарды): микрофинансовая деятельность, хранение движимого имущества, приобретение движимого имущества в целях его реализации, комиссионная торговля.

Учитывая изложенное, принимая во внимание возмездный характер договора субаренды, а также положения части второй статьи 1 ГК, полагаем, что сдача в субаренду коммерческой микрофинансовой организацией части помещения ломбарда другому лицу возможна, если такая передача не запрещена собственником объектов по договору аренды либо законодательством, а также при условии, что действия по заключению такой сделки носят разовый, а не систематический характер.

Национальный банк не наделен полномочиями по регулированию данной деятельности и контролю за ее осуществлением. Вопросы регулирования торговли входят в компетенцию Министерства антимонопольного регулирования и торговли, а вопросы государственного регулирования и контроля в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями – в компетенцию Министерства финансов. С учетом позиции указанных государственных органов сообщаем следующее.

Подпунктом 3.2 пункта 3 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З ”О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь“ и подпунктом 1.2 пункта 1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 июня 2019 г. № 56 ”О классификации форм розничной торговли“ определено, что комиссионная торговля является формой розничной торговли.

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение о лицензировании), деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями, подлежит лицензированию по составляющим работам и услугам, указанным в пункте 15 приложения 1 к Положению о лицензировании, в том числе розничная торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями, прием от населения драгоценных металлов и драгоценных камней по договорам комиссии.

Таким образом, для осуществления комиссионной торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями микрофинансовая организация должна получить в Министерстве финансов в порядке, установленном Положением о лицензировании, специальное разрешение (лицензию) на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, по составляющим работам (услугам) – розничная торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями и прием от населения драгоценных металлов и драгоценных камней по договорам комиссии.

Прием драгоценных металлов и драгоценных камней на комиссию и их продажа регулируются Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2007 г. № 744, в частности пунктами 12, 16 и 31 указанных Правил.

Дополнительно информируем, что, по информации Министерства антимонопольного регулирования и торговли, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона Республики Беларусь ”О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь“ субъекты торговли обязаны представлять сведения для включения в Торговый реестр Республики Беларусь, внесения изменений и дополнений в сведения, внесенные в указанный реестр, исключения внесенных в него сведений.

Национальный банк не наделен полномочиями по регулированию данной деятельности и контролю за ее осуществлением. Полагаем, что приобретение движимого имущества в целях его реализации от своего имени осуществляется с учетом норм, предусмотренных главой 30 ГК, то есть оформляется договором купли-продажи.

Согласно статье 424 ГК по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Пунктом 8 Положения о порядке осуществления микрофинансовой деятельности, утвержденного Указом № 394 (далее – Положение), установлено, что помимо микрофинансовой деятельности коммерческие микрофинансовые организации вправе осуществлять в соответствии с законодательством приобретение движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, в целях его реализации от своего имени, за исключением принятого в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика по договору микрозайма.

При этом пунктом 3 Положения предусмотрено, что особенности осуществления коммерческими микрофинансовыми организациями операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями устанавливаются законодательством в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями. При этом вопросы контроля за соблюдением законодательства в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями входят в компетенцию Министерства финансов.

С учетом полученной позиции указанного министерства информируем, что статьей 16 Закона Республики Беларусь от 21 июня 2002 г. № 110-З ”О драгоценных металлах и драгоценных камнях“ определено, что драгоценные металлы и драгоценные камни, скупленные организациями, осуществляющими скупку у граждан драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе, как и ценности, не востребованные из ломбардов, являются источниками формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь.

При этом деятельность по скупке драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе, за исключением скупки указанных ценностей для использования в собственном производстве ювелирных изделий (далее – скупка ценностей), отнесена к видам деятельности, на осуществление которых распространяется право государства, что предусмотрено подпунктом 1.20 пункта 1 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 169-З ”Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется право государства“ (далее – Закон об объектах). В этой связи скупка ценностей может осуществляться от имени государства только уполномоченными органами и иными государственными организациями.

В соответствии с пунктом 3 Закона об объектах реализация исключительного права государства на осуществление отдельных видов деятельности может осуществляться негосударственными организациями, физическими лицами на основании актов Президента Республики Беларусь. При этом Президентом Республики Беларусь определяются условия и порядок предоставления права на реализацию и реализации негосударственными организациями, физическими лицами исключительного права государства на осуществление отдельных видов деятельности.

В Указе № 394 отсутствует норма, позволяющая негосударственным организациям реализовать исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности, к которым относится скупка ценностей, соответственно, не определены условия и порядок предоставления права на реализацию и реализации негосударственными организациями исключительного права государства на осуществление отдельных видов деятельности.

С 27 апреля 2020 г. коммерческие микрофинансовые организации вправе осуществлять такой вид деятельности, как хранение движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, за исключением принятого в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика по договору микрозайма.

Примечание: в отношении имущества , принятого в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика по договору микрозайма, договор хранения не заключается. Обеспечение сохранности такого имущества входит в обязанность коммерческих микрофинансовых организаций исходя из норм гражданского законодательства.

Хранение движимого имущества, в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляется с учетом норм, предусмотренных главой 47 ГК.

Так, по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (пункт 1 статьи 776 ГК). Хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока (пункт 1 статьи 779 ГК). По истечении обусловленного срока хранения или срока, предоставленного хранителем для обратного получения вещи на основании пункта 3 статьи 779 ГК, поклажедатель обязан немедленно забрать переданную на хранение вещь (пункт 1 статьи 789 ГК).

При неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения, а если такая цена превышает в сто раз установленный законодательством размер базовой величины, – продать ее с аукциона в порядке, предусмотренном статьями 417–419 ГК. Сумма, вырученная от продажи вещи, передается поклажедателю за вычетом сумм, причитающихся хранителю, в том числе его расходов на продажу вещи (пункт 2 статьи 789 ГК).

При неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь из драгоценных металлов и драгоценных камней обращаем внимание на следующее.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь от 21 июня 2002 г. № 110-З ”О драгоценных металлах и драгоценных камнях“ не востребованные из ломбардов драгоценные металлы и драгоценные камни являются одним из источников формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь.

При этом согласно пункту 10 Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2006 г. № 260, для пополнения указанного фонда Министерству финансов предоставляется преимущественное право на приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе, не востребованных из ломбардов.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 2 сентября 2019 г. № 326 ”О совершенствовании лицензирования“, внесшего изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 ”О лицензировании отдельных видов деятельности“, для осуществления хранения драгоценных металлов и драгоценных камней с 1 октября 2019 г. не требуется получение специального разрешения (лицензии).

Согласно нормам пункта 8 Указа № 394 договоры микрозайма и займа, заключенные до вступления в силу Указа № 394, в двухмесячный срок подлежат приведению в соответствие с нормами Указа № 394. Поскольку договоры возвратного лизинга не являются договорами займа (микрозайма), то на них данное требование не распространяется.