28.07.2020  
Информационное сообщение

Информация о результатах публичного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь "Об изменении законов"


Проект Закона Республики Беларусь "Об изменении законов" (далее – проект Закона) направлен на совершенствование системы гарантированного возмещения денежных средств, размещенных физическими лицами на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках (далее – банковские вклады (депозиты), созданной в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 июля 2020 года № 369-З "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц" (далее – Закон).

Организатор публичного обсуждения проекта Закона – Национальный банк Республики Беларусь.

Вид публичного обсуждения – общественное.

Способы публичного обсуждения – публичное обсуждение в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте "Правовой форум Беларуси".

Сроки проведения – с 10 по 20 июля 2020 г.

По проекту Закона поступили замечания (предложения) от 5 участников общественного обсуждения (физических лиц), касающиеся:

  • нецелесообразности установления для индивидуальных предпринимателей ограничения по сумме возмещения при включении их в состав субъектов системы гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов) (пункт 7 статьи 2 проекта Закона);
  • нецелесообразности расширения возможностей для инвестирования временно свободных денежных средств государственного учреждения "Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц" (далее – Агентство) в белорусских рублях в ценные бумаги ОАО "Банк развития Республики Беларусь" (пункт 16 статьи 2 проекта Закона).

Принимая во внимание актуальность и значимость указанных вопросов для функционирования системы гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов), необходимо отметить следующее.

Индивидуальные предприниматели являются субъектами систем гарантирования (страхования) банковских вкладов (депозитов) в большинстве зарубежных стран, в том числе во всех государствах – участниках ЕАЭС. При этом размер возмещения банковских вкладов (депозитов) для них ограничивается.

В ходе подготовки проекта Закона применены аналогичные подходы. В соответствии с пунктом 7 статьи 2 проекта Закона максимальная сумма возмещения для индивидуальных предпринимателей в одном банке составляет 100 000 белорусских рублей.

При определении данной суммы принималось во внимание, что целями предоставления индивидуальным предпринимателям гарантий возмещения денежных средств является не только защита их прав и законных интересов, но и создание предпосылок для увеличения объема размещаемых в банках денежных средств, укрепление доверия к банковской системе Республики Беларусь.

Как показал анализ данных о размерах банковских вкладов (депозитов), в настоящее время большинство индивидуальных предпринимателей, банковские вклады (депозиты) которых будут покрываться гарантией, размещают в банках денежные средства в размере менее 40 000 белорусских рублей.

Кроме того, наличие максимальной суммы возмещения для вкладчиков – индивидуальных предпринимателей в одном банке имеет важное практическое значение, поскольку:

  • позволит перераспределять денежные средства, превышающие 100 000 белорусских рублей, в банковской системе;
  • исключает риски возникновения критической нагрузки на резерв Агентства в связи с расширением субъектного состава участников системы гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов) и возможным увеличением объема денежных средств, размещаемых ими в банках.

В целях защиты от обесценения при хранении денежные средства Агентства должны размещаться в финансовые инструменты, приносящие достаточный доход и обеспечивающие при необходимости оперативный возврат вложенных средств.

Закон определяет принципы и перечень соответствующих им направлений инвестирования. В настоящее время в соответствии с частью третьей статьи 22 Закона временно свободные денежные средства резерва Агентства и иные временно свободные денежные средства, входящие в состав имущества Агентства, могут быть размещены и (или) инвестированы в следующие объекты:

  • в депозиты Национального банка;
  • в государственные ценные бумаги Республики Беларусь;
  • в ценные бумаги Национального банка.

В свою очередь, Наблюдательный совет Агентства в установленных статьей 22 Закона рамках на основе анализа конкретной ситуации ежегодно утверждает оптимальные пределы, порядок и условия использования перечисленных финансовых инструментов.

Проект Закона предусматривает расширение перечня направлений инвестирования средств Агентства путем включения в него ценных бумаг ОАО "Банк развития Республики Беларусь".

Данный инструмент является схожим по надежности и ликвидности с государственными ценными бумагами, поскольку при необходимой доходности имеет защиту в виде субсидиарной ответственности государства при погашении и на тех же условиях принимается в обеспечение кредитов Национального банка.

Возможность диверсифицировать инвестиции за счет применения ценных бумаг ОАО "Банк развития Республики Беларусь" облегчит оперативный возврат вложенных средств, в том числе путем продажи их по приемлемой цене или использования в качестве обеспечения при получении кредитных средств.

Главное юридическое управление