25.04.2014  
Пресс-релиз

О расширенном заседании Правления Национального банка Республики Беларусь (обновлено 28.04.2014)


Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за I квартал 2014 г. и задачах банковской системы по их реализации во II квартале 2014 г., а также об актуальных вопросах повышения устойчивости функционирования банков и перспективах внедрения Базель III шел разговор 25 апреля 2014 г. на расширенном заседании Правления Национального банка. В его работе приняли участие представители Правительства Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, заинтересованных министерств и ведомств, руководители главных и самостоятельных управлений центрального аппарата и структурных подразделений Национального банка, Ассоциации белорусских банков, банков.

Как отмечалось на заседании, в I квартале 2014 г. Национальный банк проводил взвешенную денежно-кредитную политику, направленную на поддержание макроэкономической сбалансированности, в рамках подходов, закрепленных в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2014 год.

Ключевой задачей денежно-кредитной политики в текущем году является снижение инфляции. В I квартале 2014 г. наблюдалось замедление инфляционных процессов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Прирост индекса потребительских цен составил 4,9 процента против 5,4 процента годом ранее.

Одним из ключевых инструментов, способствующим обеспечению макроэкономической сбалансированности, является регулирование объемов кредитования. По сравнению с I кварталом 2013 г. отмечается определенное замедление темпов роста кредитов.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2014 г. № 264 в республике утвержден общий план финансирования государственных программ и мероприятий на текущий год. Предполагается, что предусмотренные планом объемы финансирования государственных программ и мероприятий будут кредитоваться банками с учетом имеющихся у них источников, не нарушая устойчивости работы банков и макроэкономической стабильности. Национальный банк совместно с Министерством экономики и банками намерен проводить рассмотрение и анализ кредитуемых банками инвестиционных проектов в рамках государственных программ и мероприятий, в том числе на стадии подготовки нормативных правовых актов о кредитовании таких инвестиционных проектов. Выработана согласованная позиция Национального банка и Правительства относительно того, что кредиты будут предоставляться, в первую очередь, на эффективные, наиболее значимые для экономики проекты, а также реализуемые инвестиционные проекты с высокой степенью готовности.

В течение I квартала 2014 г. ставка рефинансирования сохранялась на уровне 23,5 процента годовых. С 16 апреля 2014 г. она снижена на 1 процентный пункт до 22,5 процента годовых.

Более интенсивное снижение с начала 2014 года происходило по ставкам предоставления ликвидности – с 35 процентов годовых на начало 2014 года до 28 процентов годовых с 16 апреля 2014 г., что позволило сузить коридор процентных ставок по операциям Национального банка с 15 до 8 процентных пунктов.

В результате снизилась ставка однодневного рублевого межбанковского кредита (с 33,6 процента годовых в декабре 2013 г. до 26,7 процента годовых в марте 2014 г.), а также постепенно снижались ставки на кредитно-депозитном рынке.

Средняя ставка по новым срочным депозитам физических лиц в рублях в марте 2014 г. сложилась на уровне 39,9 процента годовых, снизившись с начала 2014 года на 5,4 процентного пункта.

Средняя ставка по новым кредитам в белорусских рублях в марте 2014 г. составила 39,3 процента годовых, снизившись по сравнению с декабрем 2013 г. на 4 процентных пункта.

Такой уровень ставок значительно превышает фактическую и ожидаемую инфляцию, а также доходность депозитов в иностранной валюте. Поэтому основной принцип процентной политики по обеспечению сохранности вкладов выдерживается.

С учетом данных факторов срочные рублевые депозиты физических лиц за I квартал возросли на 21,9 процента (на 5 трлн. рублей).

В целях дальнейшего снижения банками процентных ставок по кредитам для юридических лиц и повышения доступности кредитных ресурсов для реального сектора экономики подготовлен и проходит согласование проект постановления Правления Национального банка "О максимальном размере процентных ставок по операциям банков по предоставлению (размещению) денежных средств юридическим лицам". Данным проектом устанавливается предельный (максимальный) размер процентных ставок по кредитованию юридических лиц в национальной валюте – не выше средней процентной ставки по новым кредитам юридическим лицам в национальной валюте за последний отчетный месяц (без учета кредитов, предоставляемых на льготных условиях по решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь).

При проведении курсовой политики Национальный банк придерживается заявленного в Основных направлениях денежно-кредитной политики подхода, предусматривающего более гибкое движение курса и сглаживание Национальным банком резких колебаний на валютном рынке.

С начала года курс белорусского рубля снизился по отношению к евро на 5,6 процента, к доллару США – на 4,9 процента и укрепился к российскому рублю на 4,1 процента. К корзине валют курс белорусского рубля снизился на 2,07 процента.

Реализуемая Национальным банком тактика поступательного движения за рынком позволяет обменному курсу, с одной стороны, реагировать на внешние шоки, с другой – сглаживать негативные эффекты для внешней торговли и экономического роста. При этом, как было подчеркнуто участниками заседания, дальнейшая динамика курса белорусского рубля во многом будет определяться проводимой денежно-кредитной, бюджетной и макроэкономической политикой. Только их согласованность и однонаправленность позволят снизить инфляцию и обеспечить достаточно стабильную динамику курса, в том числе и реального.

В I квартале 2014 г. обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков за I квартал 2014 г. составил 100 процентов фонда рабочего времени при нормативном уровне не ниже 99,5 процента.

В целях совершенствования технологии разработки и применения новых типов электронных документов ведется работа по внедрению методологии стандарта ISO 20022 "Финансовые услуги. Универсальная схема сообщений финансовой индустрии" в платежную систему страны. Внедрение такой методологии в платежную систему позволит повысить уровень сквозной обработки электронных документов, исключить проблемы с совместимостью автоматизированных систем различных финансовых институтов, расширить сферу применения электронных документов.

Продолжались работы по внедрению в платежную систему Республики Беларусь Принципов для инфраструктур финансового рынка. Банкам рекомендовано использовать данные Принципы в качестве ориентиров для обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования внутрибанковских систем.

В I квартале 2014 г. также была продолжена работа по развитию безналичных расчетов по розничным платежам.

Национальным банком подготовлен и направлен на рассмотрение в Правительство проект постановления, расширяющий перечень объектов, в которых обязательна установка платежных терминалов, за счет включения в него санаториев, домов отдыха, оздоровительных центров, автомобилей-такси, диагностических станций по осмотру транспортных средств.

Банками разработаны регламенты по установке платежных терминалов в срок до одного месяца с даты подачи заявки организацией торговли (сервиса).

В феврале 2014 г. Правлением Национального банка рекомендовано банкам применять принцип "нулевой" ответственности клиентов. Результаты работы свидетельствуют о применении ими данного принципа, что является важным фактором повышения доверия населения к банковской системе и к платежным карточкам.

Текущие значения показателей, характеризующих устойчивость функционирования банковского сектора, оцениваются как удовлетворительные.

Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, в течение I квартала 2014 г. практически не изменилась и на 1 апреля 2014 г. составила 4,4 процента. Специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, был сформирован в необходимом объеме всеми банками.

Продолжился рост капиталов банков, создавая необходимый резерв средств для покрытия принимаемых рисков. Объем нормативного капитала банковского сектора по состоянию на 1 апреля 2014 г. составлял 55,8 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 2,2 трлн. рублей, или на 4 процента.

Вместе с тем в I квартале 2014 г. наблюдалось заметное снижение уровня прибыли банковского сектора как по сравнению с предыдущим кварталом (на 24,6 процента), так и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на 11 процентов).

Несмотря на снижение прибыли, рентабельность активов и капитала банковского сектора на 1 апреля 2014 г. остается на достаточно высоком уровне – 1,7 процента и 12,9 процента соответственно.

Уровень задолженности и платежей по розничным кредитам относительно ВВП и доходов домашних хозяйств находится в относительно безопасной зоне.

В I квартале 2014 г. банками проведена определенная работа по улучшению качества предоставляемых розничных услуг. Однако поступающие в адрес Национального банка жалобы и обращения граждан свидетельствуют о том, что в этой сфере по-прежнему имеет место ряд проблем и недостатков.

В целях снижения кредитных рисков и более качественной оценки кредитоспособности физических лиц принято постановление Правления Национального банка от 18 апреля 2014 г. № 253 "О некоторых вопросах предоставления кредитов физическим лицам и финансирования под уступку денежного требования (факторинга)". Документом установлена необходимость оценивать кредитоспособность физического лица на основании справки или иного документа, подтверждающего источник дохода кредитополучателя. Такое же требование действует и при заключении банком договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга). Постановление вступит в силу 26 апреля 2014 г. и будет действовать до 1 мая 2017 г.

Участники расширенного заседания Правления Национального банка сошлись во мнении, что основным итогом реализации денежно-кредитной политики в I квартале 2014 г. стало сохранение макроэкономической устойчивости, в том числе стабильности на депозитном и валютном рынках. Процентная политика Национального банка позволила, с одной стороны, обеспечить привлекательные условия для сбережений в белорусских рублях, доходность которых значительно превышала доходность сбережений в иностранной валюте и уровень инфляции. С другой стороны, снижение процентных ставок позволило повысить доступность кредитных ресурсов для экономических субъектов. Осуществлялось плавное снижение курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, которое было направлено на уменьшение внешних дисбалансов и улучшение платежного баланса.

Во II квартале 2014 г. для сохранения макроэкономической стабильности Национальным банком будет продолжено проведение жесткой денежно-кредитной политики.

Будут сохранены действующие подходы к рефинансированию банков. Процентная политика Национального банка будет по-прежнему направлена на обеспечение привлекательности и сохранности вкладов в национальной валюте в банках.

Основными задачами для банковской системы на II квартал 2014 г. являются проведение сдержанной кредитной политики в рамках имеющейся ресурсной базы, направление кредитных ресурсов исключительно на эффективные проекты, поддержание ликвидности банков и минимизация объемов ее поддержки со стороны Национального банка, а также принятие необходимых мер по улучшению показателей деятельности в соответствии с требованиями международных стандартов Базель III.