НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Контакт-центр

+375 17 306-00-02

Организация банковского надзора

В Республике Беларусь сложилась система банковского надзора, в целом соответствующая мировым стандартам. Она включает регистрацию и лицензирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (банки), осуществление дистанционного надзора за банками и ОАО "Банк развития Республики Беларусь" (Банк развития) на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных проверок, применение соответствующих мер надзорного реагирования к банкам и Банку развития в случае нарушения ими банковского законодательства, ухудшения их финансового состояния, реорганизацию и ликвидацию банков, системный анализ рисков банковского сектора, регулирование и контроль в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, осуществление валютного контроля.

Органом банковского надзора является Национальный банк.

В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь главными целями банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.

Стратегической задачей банковского надзора является недопущение системных банковских кризисов. К основным задачам также относятся:

  • обеспечение должного контроля за допуском в банковскую систему добросовестных, финансово устойчивых и обладающих надежной репутацией инвесторов, а также за профессионализмом и репутацией высшего руководства банков;
  • формирование банками и Банком развития эффективных систем корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля;
  • установление пруденциальных ограничений рисков банковской деятельности, требований по достаточности капитала и резервов, соответствующих международной практике и учитывающих экономическую ситуацию в стране;
  • осуществление эффективного текущего надзора за деятельностью банков, Банка развития путем анализа представляемой отчетности и проведением инспекционных проверок;
  • своевременное применение корректирующих мер, обеспечивающих поддержание (восстановление) платежеспособности и ликвидности банков, Банка развития;
  • своевременный вывод с рынка банков, положение которых не поддается исправлению, минимизация последствий банкротств банков для банковской системы и кредиторов;
  • формирование и совершенствование методологического обеспечения в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
  • организация и осуществление контроля за выполнением банками, Банком развития, лизинговыми и микрофинансовыми организациями, форекс-компаниями, Национальным форекс-центром требований актов законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
  • осуществление контроля за выполнением банками, Банком развития требований валютного законодательства в ходе проверочной деятельности.

Банковским кодексом закреплены права и полномочия Национального банка в области:

  • пруденциального регулирования деятельности банков и надзора за ней, осуществления надзора за деятельностью банковских групп, банковских холдингов на консолидированной основе;
  • определения порядка осуществления банками, Банком развития, лизинговыми и микрофинансовыми организациями, форекс-компаниями, Национальным форекс-центром мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
  • осуществления валютного контроля в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками банковского законодательства, устанавливает объем и порядок опубликования (представления) информации, используемой для оценки степени надежности банков, а также квалификационные требования и (или) требования к деловой репутации, предъявляемые к кандидатам на руководящие должности в банках, в органах управления банками.

Требования законодательства, предусмотренные для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в области банковского надзора, применяются к Банку развития с учетом особенностей, установленных Национальным банком.

Полученная в порядке банковского надзора информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Национальный банк в целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и иных кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков. В случае выявления таких ситуаций Национальный банк вправе применить меры воздействия (надзорного реагирования), предусмотренные Банковским кодексом.

Основные нормативные документы, регламентирующие осуществление банковского надзора, в том числе предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, размещены на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет:

Для повышения устойчивости банковского сектора сформирована система пруденциальных требований, основанных на мировом опыте и рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору, которая включает следующие основные требования:

  • достаточность капитала для покрытия основных рисков банковской деятельности (кредитного, рыночного, операционного);
  • управление ликвидностью банка и ограничение риска ликвидности, включая соответствие требований и обязательств банка по срокам размещения и привлечения, а также наличие требований к структуре активов банка по уровню ликвидности;
  • ограничение концентрации рисков, включая ограничение риска на одного должника, группу взаимосвязанных должников, на одного связанного с банком должника (инсайдера) и взаимосвязанных с ним лиц, а также ограничение общей суммы рисков на всех инсайдеров и общей суммы крупных рисков;
  • создание специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе;
  • наличие систем корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля;
  • раскрытие банками информации для участников рынка.

Для повышения эффективности деятельности банков Национальным банком разработаны требования и рекомендации по организации корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля в банках, Банке развития, банковских группах и банковских холдингах.

Для создания эффективной национальной системы предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения разработаны требования к правилам внутреннего контроля банков, Банка развития, лизинговых и микрофинансовых организаций, форекс-компаний, Национального форекс-центра и рекомендации по управлению рисками в данной сфере.

Ориентиром в совершенствовании принципов и инструментов банковского надзора является соответствие международным стандартам, разрабатываемым Базельским комитетом по банковскому надзору и другими международными финансовыми институтами, последовательное внедрение и применение проверенных мировой практикой принципов и подходов к банковскому регулированию и риск-ориентированному надзору.

Помимо надзора за деятельностью банков на индивидуальной и консолидированной основе Национальный банк в рамках системного анализа осуществляет мониторинг рисков банковского сектора в целом, проводит оценку влияния экономических и денежно-кредитных факторов на его стабильность в целях содействия надежному и безопасному функционированию банковского сектора, обеспечению макроэкономической стабильности, снижения вероятности возникновения системных банковских кризисов.

Реализация функций надзорного органа в Национальном банке возложена на Главное управление банковского надзора и соответствующие подразделения главных управлений Национального банка по областям.

Главное управление банковского надзора:

  • отдел регистрации и лицензирования
  • управление дистанционного надзора за системообразующими банками
  • управление дистанционного надзора за несистемообразующими банками
  • управление инспекции
  • управление финансового мониторинга и контроля
  • управление методологии пруденциального надзора
  • управление анализа рисков банковского сектора

Решения по отдельным вопросам банковского надзора принимаются коллегиально соответствующими органами Национального банка.

Правлением Национального банка утверждаются нормативные правовые акты в области банковского надзора, принимаются решения о государственной регистрации, реорганизации и ликвидации банков, выдаче специальных разрешений (лицензий) на осуществление банковской деятельности, регулировании деятельности банков в целях безопасного и ликвидного ее осуществления, а также определяются порядок формирования резервов банков и порядок применения к банкам мер воздействия (мер надзорного реагирования).

Направляет деятельность Главного управления банковского надзора Комитет по надзору Национального банка, председателем которого является заместитель Председателя Правления Национального банка. Комитет обеспечивает подготовку согласованных позиций для принятия управленческих решений по вопросам в области банковского надзора и осуществляемых банковских операций. В части банковского надзора к его задачам относятся рассмотрение результатов проверок банков, Банка развития (банки), дистанционного анализа деятельности банков, включая результаты оперативного мониторинга выполнения банками нормативов безопасного функционирования, иных пруденциальных требований и показателей, установленных Национальным банком, Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь, результатов мониторинга состояния валютного рынка на различных его сегментах и принятие необходимых мер реагирования, а также рассмотрение результатов анализа перспективных методологических подходов к оценке капитала и рисков банков, предложений по их внедрению в качестве пруденциальных требований и определение мероприятий, направленных на совершенствование банковского надзора. Решения Комитета по надзору Национального банка являются обязательными для исполнения структурными подразделениями Национального банка.

Национальный банк также является членом Группы банковских надзорщиков стран Центральной и Восточной Европы (BSCEE), в состав которой входят органы банковского надзора 24 государств. Основными целями деятельности Группы банковских надзорщиков стран Центральной и Восточной Европы являются поддержание тесного сотрудничества между надзорными органами стран Центральной и Восточной Европы; оказание помощи в проведении исследований, выполнении образовательных программ и осуществлении других мероприятий, связанных с деятельностью членов Группы; обеспечение возможности обмена опытом в области методологии и практики банковского надзора и иной актуальной информацией.

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору Национальный банк проводит активную работу по заключению двусторонних соглашений с органами банковского надзора других государств. Данные соглашения ориентированы на обмен информацией в сфере создания и лицензирования деятельности трансграничных учреждений, надзора за их текущей деятельностью, проведения проверок, принятия решений о выдаче разрешения на приобретение акций кредитной организации в целях эффективного выполнения органами банковского надзора своих функций и стабильного функционирования банковских систем. На 1 января 2017 г. Национальным банком заключено 17 двусторонних соглашений в области трансграничного банковского надзора.