НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Контакт-центр

+375 17 306-00-02

О банковских платежных карточках

Функционирование банкоматов и совершение операций с использованием банковских платежных карточек в банках, действующих на территории Республики Беларусь:

Нормы законодательства Республики Беларусь и практика работы с обращениями граждан свидетельствуют о том, что возникающие у физических лиц вопросы, связанные с функционированием банкоматов и совершением операций с использованием банковских платежных карточек, не могут быть рассмотрены сотрудниками НБ РБ в рабочем порядке, например, по телефону.

Исходя из требований статьи 26 Банковского кодекса Республики Беларусь внешняя ссылка и пункта 12 Устава Национального банка Республики Беларусь внешняя ссылка, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 320, НБ РБ не наделен правом по рассмотрению конкретных конфликтных ситуаций между банками и их клиентами. Отношения между ними регулируются заключенными договорами об использовании карточек (кредитными договорами при эмиссии кредитных карточек).

Для урегулирования спорных ситуаций гражданин прежде всего должен обратиться в обслуживающий его банк по реквизитам, указанным данным банком (номера телефонов справочной службы банка, интернет-адреса и т.п.), о чем, как правило, граждане информируются при заключении договора. Кроме того, возникновение конфликтной ситуации при совершении операции с использованием карточки в оконечном оборудовании (банкомате, инфокиоске, платежном терминале) зачастую требует оперативного реагирования со стороны банка, которому принадлежит данное оборудование (например, когда банкомат не выдал наличные деньги или изъял карточку, не реагирует на команды пользователя и т.п.).

В таких ситуациях сотрудник НБ РБ не может оказать помощь клиентам белорусских банков. НБ РБ может оказать содействие гражданину в рассмотрении конкретных конфликтных ситуаций путем направления соответствующих писем в адрес заинтересованных банков. Однако для подготовки аргументированных запросов в адрес банков необходимо объективное изложение клиентом ситуации с приложением копий имеющихся в распоряжении клиента бухгалтерских документов (карт-чеков и др.) и договора об использовании карточки (кредитного договора).

Кроме того, в целях минимизации рисков при осуществлении операций с использованием банковских платежных карточек и повышения финансовой грамотности населения НБ РБ совместно с банками подготовлены Рекомендации о безопасном использовании банковских платежных карточек, которые рекомендованы банкам к размещению на информационных стендах в отделениях, на своих сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.

В целях качественного и своевременного рассмотрения интересующих граждан вопросов, связанных с использованием банковских платежных карточек, в адрес НБ РБ обращения граждан должны представляться в соответствии с требованиями законодательства.

Смотрите также: Развитие в Республике Беларусь рынка банковских платежных карточек