Административные процедуры по включению в реестр микрофинансовых организаций с выдачей свидетельства, выдаче дубликата свидетельства, внесению изменений в реестр и исключению из него

Ведение данных административных процедур осуществляется в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 "О предоставлении и привлечении займов" в порядке, установленном постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 15 апреля 2020 г. № 119 "О требованиях к микрофинансовым организациям и реестре микрофинансовых организаций" на основании поданных руководителем или уполномоченным лицом юридического лица заявлений с приложением соответствующих копий документов.

Включение в реестр

Для включения в реестр микрофинансовых организаций необходимо:
представить заявление по форме, установленной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 15 апреля 2020 г. № 119, и приложить копии подтверждающих документов:

  •  о размере уставного фонда и паевого фонда, сформированного на день подачи заявления.

    Для коммерческих микрофинансовых организаций (ломбардов) – минимальный размер уставного фонда 50 тыс. белорусских рублей, который должен быть сформирован путем внесения денежных средств (денежных вкладов, за счет средств нераспределенной прибыли прошлых лет и фондов, созданных за счет прибыли, в случае, если такие источники не были использованы).
    Для некоммерческих микрофинансовых организаций (потребительских кооперативов)  – минимальный размер паевого фонда 5 тыс. белорусских рублей.
    (копии платежных и (или) кассовых документов, регистры бухгалтерского учета по счетам бухгалтерского учета, на которых отражается информация о расчетах с собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица по вкладам в его уставный фонд, о наличии и движении уставного фонда юридического лица с приложением копии документа, подтверждающего решение собственника имущества (учредителей, участников) о формировании уставного фонда за счет средств нераспределенной прибыли и иные);

  • о наличии у руководителя юридического лица высшего юридического или экономического образования либо иного высшего образования при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности юридического или экономического профиля. 
  • (копия диплома о высшем юридическом или экономическом образовании либо ином высшем образовании при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности юридического или экономического профиля; в случае получения высшего образования в учреждениях образования иностранного государства – копия свидетельства о признании документа о высшем образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь);

  • о соответствии руководителя юридического лица требованиям к деловой репутации:
    • об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности; отсутствии постановления органа уголовного преследования о возбуждении уголовного дела в отношении лица либо привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу; отсутствии в течение последнего года фактов привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
      опия справки, содержащей сведения о правонарушениях, хранящиеся в едином государственном банке данных о правонарушениях, и предоставляемой физическому лицу информационными подразделениями УВД облисполкомов и ГУВД Мингорисполкома - срок действия 1 месяц с даты выдачи, если иной срок действия не указан в самой справке);
    • об отсутствии установленных вступившим в законную силу решением суда фактов осуществления виновных (умышленных) действий, повлекших банкротство юридического лица.
      (копия справки из Верховного Суда - срок действия 1 месяц с даты выдачи, если иной срок действия не указан в самой справке);
    • об отсутствии в течение последнего года фактов расторжения трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя в случае совершения лицом виновных действий, являющихся основаниями для утраты доверия к нему со стороны нанимателя.
      опия трудовой книжки руководителя юридического лица за последний год, предшествующий дате подачи документов о включении в реестр, включая копию титульного листа; в случае приема на работу руководителя по трудовому договору (контракту) на условиях внешнего совместительства дополнительно представляется копия трудового договора (контракта)).

          В случае подписи и подачи заявления уполномоченным лицом дополнительно предоставляется копия документа, подтверждающего право подписания заявления, подачи (получения) документов таким лицом от имени руководителя юридического лица.

Рассмотрение заявления и принятие решения осуществляется в течение 15 рабочих дней после получения указанных документов, в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – в течение 1 месяца.
Национальный банк принимает следующие решения:

  • Включает в реестр, присваивает уникальный пятисимвольный идентификационный код, позволяющий идентифицировать микрофинансовую организацию при представлении отчетности и иной информации в Национальный банк, выдает свидетельство микрофинансовой организации в виде электронного документа путем направления через ЕПЭУ либо документа на бумажном носителе путем направления по почте заказным письмом или выдает лично руководителю либо уполномоченному лицу.
  • Отказывает в принятии заявления о включении в реестр в случае, если юридическим лицом представлены не все документы и (или) не соблюдены требования к форме или содержанию такого заявления.
  • Отказывает во включении в реестр в следующих случаях:

представленные юридическим лицом документы не соответствуют требованиям законодательства, являются подложными, поддельными или недействительными и (или) содержат недостоверные сведения;
некоммерческая организация не соответствует критериям, установленным в пункте 5 Положения о некоммерческих микрофинансовых организациях, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394;
руководитель юридического лица не соответствует квалификационному требованию и (или) требованиям к деловой репутации, предъявляемым к руководителю микрофинансовой организации;
юридическим лицом на день подачи заявления о включении в реестр не соблюдены требования к минимальному размеру уставного фонда и порядку его формирования (для коммерческих организаций) или к минимальному размеру паевого фонда (для некоммерческих организаций).

При отказе во включении в реестр юридическое лицо уведомляется Национальным банком с указанием причин отказа.

Для внесения изменений в реестр микрофинансовых организаций в случае изменений сведений, указанных в заявлении о включении в реестр (за исключением сведений о размере паевого фонда потребительского кооператива), микрофинансовая организация в течение 10 рабочих дней обязана подать в Национальный банк заявление о внесении изменений в реестр в произвольной форме (типовая форма) с указанием даты наступления изменений и приложением копий документов, подтверждающих соответствующие изменения:

  1.  В случае изменения размера уставного фонда представляются: копии платежных и (или) кассовых документов; регистры бухгалтерского учета по счетам бухгалтерского учета, на которых отражается информация о расчетах с собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица по вкладам в его уставный фонд, о наличии и движении уставного фонда юридического лица с приложением копий решения собственника имущества (учредителей, участников) о формировании уставного фонда за счет средств нераспределенной прибыли; копии договоров купли-продажи (дарения, наследования) доли в уставном фонде или копии иных подтверждающих документов.
  2. В случае смены руководителя микрофинансовой организации или исполнения его обязанностей иным работником сроком более 4 месяцев по таким лицам представляются:
    • копия диплома о высшем юридическом или экономическом образовании либо ином высшем образовании при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности юридического или экономического профиля; в случае получения высшего образования в учреждениях образования иностранного государства – копия свидетельства о признании документа о высшем образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь;
    • копия справки, содержащей сведения о правонарушениях, хранящиеся в едином государственном банке данных о правонарушениях, и предоставляемой физическому лицу информационными подразделениями УВД облисполкомов и ГУВД Мингорисполкома – срок действия 1 месяц с даты выдачи, если иной срок действия не указан в самой справке;
    • копия справки из Верховного Суда ­– срок действия 1 месяц с даты выдачи, если иной срок действия не указан в самой справке;
    • копия трудовой книжки руководителя (лица исполняющего его обязанности сроком более 4 месяцев) за последний год, предшествующий дате подачи документов о включении в реестр, включая копию титульного листа; в случае приема на работу руководителя по трудовому договору (контракту) на условиях внешнего совместительства дополнительно представляется копия трудового договора (контракта).
  3.  В случае изменения иных сведений, таких как смена наименования, местонахождения, почтового адреса, контактных телефонов, адреса электронной почты и сайта (сайтов) в глобальной компьютерной сети Интернет, сведений об изменении ФИО или места регистрации, увольнении руководителя или лица, осуществляющего исполнение его обязанностей сроком более 4 месяцев (окончание сроков возложения полномочий), сведений о главном бухгалтере (бухгалтере) либо ином лице, осуществляющем бухгалтерский учет, об учредителях (участниках) либо собственнике имущества, об открытии или закрытии мест предоставления микрозаймов (изменения в них контактных номеров телефонов) представляются копии соответствующих документов (при наличии).
  4. В случае необходимости замены свидетельства прилагается свидетельство, подлежащее замене. При обращении в Национальный банк через ЕПЭУ свидетельство, подлежащее замене, направляется в Национальный банк в течение 5 рабочих дней, следующих за днем получения уведомления об осуществлении административной процедуры.

В случае подписи и подачи заявления уполномоченным лицом дополнительно предоставляется копия документа, подтверждающего право подписания заявления, подачи (получения) документов таким лицом от имени руководителя юридического лица.

Срок рассмотрения заявления – 5 рабочих дней после получения указанных документов, в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – в течение 1 месяца.

Для исключения из реестра микрофинансовая организация представляет заявление об исключении микрофинансовой организации из реестра в произвольной форме (типовая форма) с указанием причин исключения.

Заявление некоммерческой микрофинансовой организации об исключении из реестра должно содержать указание на отсутствие у нее неисполненных обязательств по займам, в том числе микрозаймам, привлеченным от физических лиц – членов такой организации, не являющихся учредителями.

В случае подписи и подачи заявления уполномоченным лицом дополнительно предоставляетсякопия документа, подтверждающего право подписания заявления, подачи (получения) документов таким лицом от имени руководителя юридического лица.

Национальный банк отказывает в принятии заявления об исключении некоммерческой микрофинансовой организации из реестра, если заявление не содержит указания на отсутствие у данной организации неисполненных обязательств по займам, в том числе микрозаймам, привлеченным от физических лиц – членов такой организации, не являющихся учредителями.
Национальный банк отказывает в исключении из реестра по заявлению микрофинансовой организации в следующих случаях:
при наличии у некоммерческой микрофинансовой организации неисполненных обязательств по займам, в том числе микрозаймам, привлеченным от физических лиц – членов такой организации, не являющихся учредителями;
если на момент подачи заявления Национальный банк проводит выборочную или внеплановую проверку деятельности микрофинансовой организации, назначенную в соответствии с законодательством.

Рассмотрение заявления об исключении микрофинансовой организации из реестра осуществляется в течение 5 рабочих дней после поступления заявления.

Исключение микрофинансовой организации из реестра по иным основаниям с учетом норм главы 5 Инструкции о реестре микрофинансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 15 апреля 2020 г. № 119 , осуществляется Национальным банком без совершения административных процедур.

При исключении микрофинансовой организации из реестра свидетельство прекращает свое действие с даты принятия решения об исключении из реестра и подлежит возврату в Национальный банк не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения уведомления, и в этот же срок юридическое лицо обязано разместить на своем (своих) сайте (сайтах) в глобальной компьютерной сети Интернет информацию об исключении из реестра (за исключением случаев, когда микрофинансовая организация исключена из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Для выдачи дубликата свидетельства о включении в реестр микрофинансовых организаций необходимо подать заявление о выдаче дубликата свидетельства о включении в реестр микрофинансовых организаций в произвольной форме (типовая форма) с указанием причин выдачи дубликата (утрата, порча либо иное) и способов его получения.

В случае подписи и подачи заявления уполномоченным лицом дополнительно предоставляетсякопия документа, подтверждающего право подписания заявления, подачи (получения) документов таким лицом от имени руководителя юридического лица.

Рассмотрение заявления и подготовка дубликата свидетельства осуществляются в течение 5 рабочих дней после поступления заявления.

Дубликат свидетельства может быть выдан в виде электронного документа путем направления через ЕПЭУ, документа на бумажном носителе путем направления по почте заказным письмом или вручения лично руководителю либо уполномоченному лицу.

Национальный банк в соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З ”Об основах административных процедур“ при рассмотрении заявлений принимает одно из административных решений, предусмотренных статьей 24, и уведомляет юридическое лицо о принятом административном решении в соответствии со статьей 27.

Подача заявлений осуществляется:

  1. В электронном виде через Единый портал электронных услуг Общегосударственной автоматизированной информационной системы Республики Беларусь. Письмо Национального банка от 06.02.2020 № 65-21/75 "О возможности осуществления административных процедур в электронной форме".

    Подробная информация о технологии осуществления в электронной форме административных процедур изложена в руководстве пользователя. Руководство пользователя "Компьютерная программа "Сеанс представителя заинтересованного лица для работы с административными процедурами Национального банка Республики Беларусь в ОАИС".

  2. На бумажном носителе:
  3. по почте путем направления в адрес Национального банка: 220008, г. Минск, пр-т Независимости, 20 (подача заявления на включение в реестр и соответствующего пакета документов осуществляется исключительно заказной корреспонденцией);
    путем личной подачи руководителем или уполномоченным лицом по адресу: г. Минск, ул. Толстого, 6.
    Режим приема заявлений:
    понедельник – четверг с 8-30 до 16-30,
    пятница с 8-30 до 15-15,
    обед с 12-00 до 12-45.

    Контактная информация:
    Управление дистанционного контроля Главного управления регулирования некредитных финансовых организаций Национального банка

    • Шуманская Оксана Валентиновна, тел.: +375 17 218 38 12
    • Окуней Ирина Петровна, тел.: +375 17 218 38 36

     Перечень административных процедур  Регулирование микрофинансовой деятельности