29.09.2021  
Пресс-релиз

В Беларуси подписан Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии в целях укрепления доверия потребителей финансовых услуг к финансовой системе


Между Национальным банком Республики Беларусь, Ассоциацией белорусских банков, Ассоциацией лизингодателей, Ассоциацией развития финансового рынка, Республиканской ассоциацией микрофинансовых организаций в сентябре 2021 года подписан Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии в целях укрепления доверия потребителей финансовых услуг к финансовым продуктам, финансовым организациям и финансовой системе в целом (далее – Меморандум).

Меморандум открыт для присоединения иных ассоциаций участников финансового рынка и является основополагающим документом для дальнейшего взаимодействия Национального банка с ними по различным направлениям.

Национальный банк придает большое значение роли ассоциаций участников финансового рынка в работе по поддержанию и укреплению доверия потребителей финансовых услуг к финансовой системе. Разрабатываемые ими документы должны включать как правила рыночного поведения, обязательные для своих членов, так и общие подходы по социально ответственному предоставлению финансовых услуг, по повышению финансовой грамотности населения и по порядку рассмотрения обращений потребителей.

В рамках Меморандума планируется на основе принципов добросовестного (ответственного) поведения, включенных в соответствующие кодексы, разрабатывать и внедрять в деятельность финансовых организаций добросовестные практики предоставления финансовых услуг. К работе в данном направлении предполагается привлекать представителей обществ по защите прав потребителей, заинтересованных государственных органов, а также иных организаций.

Меморандум предусматривает совершенствование механизмов взаимодействия с потребителями финансовых услуг в части разработки общих подходов по рассмотрению жалоб и урегулированию спорных ситуаций. Качественное рассмотрение обращения потребителя на уровне исполнителя финансовых услуг и (или) профильной ассоциации (союза) позволяет нивелировать риски создания и поддержания отрицательного имиджа как отдельного сегмента финансового рынка, так и финансовой системы.

Кроме того, планируется повысить информационную открытость финансовых организаций в части порядка оказания финансовых услуг, в том числе на основе анализа поступающих обращений граждан. При этом предполагается, что профильные ассоциации (союзы) участников финансового рынка будут осуществлять консультирование потребителей, в том числе по порядку реализации и защиты своих прав.

Реализация указанных, а также иных направлений сотрудничества, предусмотренных Меморандумом, будет способствовать установлению прозрачных, доверительных отношений между потребителями, исполнителями финансовых услуг и их профильными ассоциациями (союзами), а также позволит повысить доступность финансовых услуг.