ССРД. Метаданные

в формате pdf
Страна Республика Беларусь
Категория данных Валовой внешний долг

Лицо, ответственное за контакты Лишик Наталья Анатольевна
Должность: Начальник управления
Название структурного подразделения Управление платежного баланса
Организация Национальный банк Республики Беларусь
Адрес: пр. Независимости, 20
Город: Минск
Страна: Республика Беларусь
Почтовый индекс: 220008
Телефон +375 17 219 24 60
Факс +375 17 327 48 79
Email: N.Lishyk@nbrb.by

Методология

Концепции и определения

В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь составление и распространение статистики валового внешнего долга Республики Беларусь (далее – внешний долг) относится к функциям Национального банка Республики Беларусь (далее – Национальный банк). Внешний долг разрабатывается в соответствии с международными стандартами, изложенными в Руководстве по статистике внешнего долга: руководство для составителей и пользователей (МВФ, 2013), в шестом издании Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (МВФ, 2009) (далее – РПБ6).

Валовой внешний долг Республики Беларусь на любой данный момент времени представляет собой непогашенную сумму фактических (а не условных) текущих обязательств резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами экономики, которая требует выплаты (выплат) процентов и/или основного долга в определенный момент (моменты) в будущем.

Обязательство, включаемое во внешний долг, должно существовать фактически и быть непогашенным.

Принципы и концепции, используемые при составлении внешнего долга, соответствуют принципам составления платежного баланса и международной инвестиционной позиции страны (принципы экономической территории страны, резидентства, принципы оценки и времени регистрации операций и другие).

Структура показателей внешнего долга соответствует структуре финансового счета платежного баланса и международной инвестиционной позиции (в части внешних долговых обязательств).

Охват

Охват данных

Охват операций: Внешний долг включает задолженность всех секторов экономики Республики Беларусь перед нерезидентами, независимо от того, в какой валюте номинирована эта задолженность. Внешние обязательства относятся к сектору непосредственного заемщика.

Начисленные, но еще не подлежащие выплате проценты включаются в стоимость основного долгового инструмента.

Просроченная задолженность учитывается вместе с тем финансовым инструментом, по которому она возникла.

Данные валового внешнего долга формируются в сводном виде в целом по Республике Беларусь.

В статистику внешнего долга включаются распределение специальных прав заимствования; наличная валюта и депозиты; долговые ценные бумаги; кредиты и займы; торговые кредиты и авансы; страховые, пенсионные программы и программы стандартных гарантий; прочая кредиторская задолженность, включая межфирменное кредитование в рамках прямых инвестиций.

Финансовый лизинг с нерезидентами классифицируется как кредиты и займы.

Привилегированные акции, принадлежащие нерезидентам, классифицируются в качестве компонента внешнего долга в связи с обязательством эмитента выплачивать по ним дивиденды, при этом эмитент не принимает на себя обязательств по выкупу их по рыночной цене.

Географический охват: К экономической территории Республики Беларусь относится географическая территория страны, которая находится под юрисдикцией Правительства Республики Беларусь и в пределах которой могут свободно перемещаться рабочая сила, товары и капитал. Экономическая территория страны включает наземное и воздушное пространство, территориальные анклавы в других странах (четко отмеченные земельные участки, которые находятся в других странах и принадлежат или арендуются Правительством Республики Беларусь в дипломатических, военных, научных или других целях, свободные зоны и таможенные склады и предприятия, эксплуатация которых осуществляется под контролем таможенных органов). Экономическая территория Республики Беларусь не включает анклавы иностранных правительств и международных организаций, которые расположены в пределах географической территории Республики Беларусь.

Исключения из охвата: В состав внешнего долга не включаются гарантии, открытые и еще невыбранные кредитные линии, производные финансовые инструменты и прочие условные обязательства, а также инструменты участия в капитале (за исключением привилегированных акций, принадлежащих нерезидентам, которые включаются в позицию долговых ценных бумаг).

Классификация/деление по секторам

Используемая классификация и методы оценки соответствуют рекомендациям Руководства по статистике внешнего долга: руководство для составителей и пользователей (МВФ, 2013) и РПБ6.

Выделяются следующие институциональные сектора:

  • центральный банк – включает операции официальных органов, которые осуществляют контроль над ключевыми аспектами финансовой системы, включая эмиссию денег, управление международными резервами и регулирование деятельности депозитных корпораций. В Республике Беларусь к ним относится Национальный банк;
  • сектор государственного управления включает республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы Республики Беларусь, фонды, институты, нерыночные некоммерческие организации, находящиеся под контролем государства, и прочие контролируемые государством организации, занимающиеся нерыночными видами деятельности. Дипломатические и иные официальные представительства Правительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь, также относятся к сектору государственного управления своей страны;
  • депозитные организации, за исключением центрального банка включают организации, которые занимаются финансовым посредничеством, связанные с привлечением средств во вклады (депозиты), как основным видом деятельности. В Республике Беларусь к данному сектору относятся банки и небанковские кредитно-финансовые организации (далее – НКФО);
  • прочие секторы включают (1) прочие финансовые организации, а также (2) нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, не учтенные в составе вышеуказанных секторов.

Кроме того, формируются данные по внешнему долгу государственного сектора в расширенном определении, включая государственный и гарантированный государством долг.

Внешний долг государственного сектора в расширенном определении включает внешние долговые обязательства органов государственного управления, центрального банка, а также финансовых и нефинансовых организаций Республики Беларусь, в уставных фондах которых доля государственной собственности составляет 50 и более процентов.

Долговые обязательства других институциональных единиц, не попадающих под определение государственного сектора в расширенном определении, классифицируются как внешний долг частного сектора.

Внешний долг частного сектора, гарантированный государством, определяется как обязательства частного сектора по внешнему долгу, обслуживание которых гарантировано органами государственного управления и центральным банком.

Основа учета

Стоимостная оценка

Долговые обязательства на отчетную дату оцениваются по номинальной стоимости.

Данные по внешнему долгу формируются в долларах США. Пересчет остатков на начало и конец отчетного периода внешних долговых обязательств, номинированных в других валютах, в доллары США производится с использованием кросс-курсов доллара США к другим иностранным валютам на основе официального курса белорусского рубля по отношению к соответствующим иностранным валютам, установленного Национальным банком на отчетную дату.

Основа учета

Учет внешних долговых обязательств ведется раздельно по каждому финансовому обязательству.

Время регистрации операций определяется на основе принципа начисления. В соответствии с принципом начисления операции одновременно учитываются сторонами, а начисленные на депозиты, кредиты и ценные бумаги проценты включаются в имеющуюся сумму финансовых обязательств, а не рассматриваются в качестве составляющей прочей кредиторской задолженности.

Просроченная задолженность учитывается вместе с тем финансовым инструментом, по которому она возникла.

Точность и достоверность

Исходные данные

Сбор исходных данных

Основными источниками информации, используемыми при разработке внешнего долга, являются:

  • данные отчетности о внешнеэкономической деятельности, представляемой в Национальный банк депозитными организациями Республики Беларусь как о внешнеэкономических операциях своих клиентов – резидентов Республики Беларусь, так и о своих собственных внешнеэкономических операциях; организациями – резидентами Республики Беларусь;
  • данные отчетности организаций – резидентов Республики Беларусь о внешнеэкономических операциях, представляемой в Национальный статистический комитет Республики Беларусь (далее – Белстат): информация о взаимных обязательствах организаций Республики Беларусь с внешнеэкономическими партнерами по экспортно-импортным операциям, о привлечении иностранных инвестиций в экономику страны и предоставлении белорусских инвестиций за границу, осуществляемыми прочими финансовыми и нефинансовыми организациями Республики Беларусь;
  • другие официальные источники информации Республики Беларусь: Белстат, Министерство финансов Республики Беларусь (далее – Министерство финансов), Министерство иностранных дел Республики Беларусь, другие государственные органы;
  • ежеквартальная информация Центрального банка Российской Федерации, представляемая в соответствии с согласованным регламентом обмена информацией между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком;
  • данные международных организаций;
  • средства массовой информации, Интернет-ресурсы.

Определение входных данных, статистический охват, классификация, оценка и момент учета

Основные исходные данные были специально разработаны для расчета внешнего долга и в целом соответствуют рекомендациям Руководства по статистике внешнего долга: руководство для составителей и пользователей (МВФ, 2013) и РПБ6.

Данные по внешним долговым обязательствам на отчетную дату классифицируются по институциональным секторам, срокам погашения, видам долговых инструментов.

В классификации внешних долговых обязательств по финансовым инструментам выделяются: специальные права заимствования (распределение); наличная валюта и депозиты (в том числе обезличенные золотые счета); долговые ценные бумаги; кредиты и займы; торговые кредиты и авансы; прочие долговые обязательства (страховые и пенсионные программы и программы стандартных гарантий, прочая кредиторская задолженность).

Долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования включаются в статистику внешнего долга и показываются отдельной статьей ”Прямые инвестиции: межфирменное кредитование“.

Распределение специальных прав заимствования представляет собой обязательство Республики Беларусь, возникающее при распределении МВФ специального вида активов – специальных прав заимствования, которые создаются МВФ и распределяются между государствами-членами МВФ в дополнение к существующим резервным активам. Распределение специальных прав заимствования учитывается на балансе Национального банка. Используются данные Национального банка и Международного валютного фонда.

Наличная валюта и депозиты включают обязательства депозитных организаций Республики Беларусь, а также прочих финансовых организаций Республики Беларусь по счетам и депозитам нерезидентов. Используется ежемесячная отчетность Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее − НКФО), отчетность прочих финансовых организаций.

Долговые ценные бумаги представляют собой обязательства по обращающимся инструментам, являющимся свидетельством о наличии долга. Они охватывают векселя, облигации, ноты, обращающиеся депозитные сертификаты, коммерческие бумаги, необеспеченные долговые обязательства, ценные бумаги, обеспеченные активами, инструменты денежного рынка и аналогичные инструменты, обычно обращающиеся на финансовых рынках. Векселя определяются как ценные бумаги, которые дают их держателям безусловное право на получение установленной фиксированной суммы в указанный срок.

Для составления данных используется отчетность банков и НКФО Республики Беларусь, прочих финансовых организаций Республики Беларусь, данные Министерства финансов, данные Белстата об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа, данные МВФ по странам в рамках Координированного обследования портфельных инвестиций, данные стран-партнеров.

Кредиты и займы отражают остатки задолженности по основному долгу привлеченных кредитов и займов. К кредитам и займам относятся обязательства, возникающие вследствие того, что кредитор напрямую предоставляет заемщику (должнику) определенную сумму финансовых или материальных ценностей и в качестве свидетельства получает документы, которые не являются обращающимися. Договора о финансовом лизинге считаются кредитами и займами.

Для составления данных используются следующие источники информации: для центрального банка – данные обзора Национального банка об иностранных активах и пассивах; для сектора государственного управления – отчетность Министерства финансов о внешнем государственном долге; для сектора депозитных организаций, за исключением центрального банка – консолидированный баланс банков и НКФО; для прочих финансовых организаций – отчетность прочих финансовых организаций; для прочих секторов – данные Белстата по иностранным кредитам и займам на основе обследования нефинансовых организаций, данные стран-партнеров.

Торговые кредиты и авансы включают суммы долга, связанные с отсрочкой платежа, предоставленной нерезидентами-поставщиками товаров и услуг своим клиентам-резидентам Республики Беларусь (неоплаченный импорт), а также предоплатой нерезидентами за товары и услуги (экспорт), которые еще не предоставлены (предоплаченный экспорт). Используется отчетность Белстата, основанная на обследовании нефинансовых организаций, отчетность прочих финансовых организаций.

Прочие долговые обязательства включают долг по страховым и пенсионным программам и программам стандартных гарантий и прочую кредиторскую задолженность, не отнесенную к торговым кредитам или другим долговым инструментам.

Страховые и пенсионные программы и программы стандартных гарантий охватывают страховые технические резервы (кроме страхования жизни); права на выплаты по страхованию жизни и аннуитетам; права на получение пенсии, требования пенсионных фондов к спонсорам, права на выплаты из непенсионных фондов; резервы на покрытие требований по стандартным гарантиям. Для составления данных используется отчетность страховых организаций.

Прочая кредиторская задолженность охватывает обязательства по налогам, купле-продаже ценных бумаг, плате за предоставление ценных бумаг в долг, плате за ссуду в золоте, обязательства по зарплате, дивидендам и отчислениям на социальные нужды, которые были начислены, но еще не выплачены. Для составления данных используется отчетность Национального банка, банков и НКФО, отчетность Белстата, Министерства финансов, отчетность прочих финансовых организаций.

Межфирменное кредитование охватывает обязательства, связанные с привлечением заемных средств и предоставлением кредитных ресурсов (долговые ценные бумаги, торговые кредиты и другие кредиты и займы, прочие долговые обязательства), которые имеют место между прямыми инвесторами и их зарубежными отделениями, дочерними компаниями и ассоциированными предприятиями. Межфирменное кредитование в рамках прямых инвестиций классифицируется в соответствии с отношением между инвестором и экономической единицей, получающей инвестиции: (1) инвестиции прямого инвестора в его предприятие прямого инвестирования; (2) обратные инвестиции предприятия прямого инвестирования в своего собственного непосредственного или косвенного инвестора; (3) инвестиции между сестринскими предприятиями – резидентами и нерезидентами. Для составления данных используется отчетность Белстата об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа, данные МВФ по странам в рамках Координированного обследования прямых инвестиций, данные стран-партнеров.

В классификации внешних долговых обязательств по срокам погашения разграничение между долгосрочными и краткосрочными обязательствами основано на критерии первоначального срока погашения. Краткосрочные обязательства – с первоначальным сроком погашения один год и менее или выплачиваемые по требованию; долгосрочные обязательства – с первоначальным сроком погашения более одного года.

Краткосрочный внешний долг по остаточному сроку погашения включает платежи в погашение долга, срок которых наступает в течение года. Рассчитывается путем прибавления стоимости непогашенного краткосрочного внешнего долга (по первоначальному сроку погашения) к стоимости непогашенного долгосрочного внешнего долга (по первоначальному сроку погашения), подлежащего погашению в течение года.

Классификация внешнего долга по валютам предполагает разделение на обязательства, номинированные в национальной валюте, и обязательства, номинированные в иностранных валютах. Долг в национальной валюте определяется как долг, номинированный в национальной валюте. Остальной долг представляет собой долг в иностранной валюте.

Чистый внешний долг – валовый внешний долг за вычетом внешних активов в форме долговых инструментов.

Иностранные активы в форме долговых инструментов не включают активы в форме акций и прочих форм участия в капитале, а также активы в форме производных финансовых инструментов и монетарного золота в слитках.

Своевременность исходных данных

График поступления исходных данных позволяет своевременно формировать данные по валовому внешнему долгу в соответствии с методологией составления внешнего долга и соблюдать требования Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда (далее − ССРД) в отношении распространения данных внешнего сектора.

Оценка исходных данных

Оценка исходных данных

Составители внешнего долга систематически проводят оценку исходных данных и, если возникает потребность, инициируют процесс их модификации в целях совершенствования статистической отчетности.

Статистические методы

Статистические методы работы с исходными данными

Формирование статистики внешнего долга основывается на обобщенной статистической информации.

Другие статистические процедуры

Отдельно разрабатываются данные о графике предстоящих платежей по валовому внешнему долгу (основной долг и проценты), валютной и страновой структуре внешних долговых обязательств по всем секторам экономики.

Данные не подвергаются сезонному сглаживанию.

Оценка и проверка промежуточных и выходных статистических данных

Проверка промежуточных данных

Промежуточные результаты регулярно сверяются с другими отчетами, имеющимися в распоряжении Национального банка: отчетность Национального банка, прочих депозитных организаций, прочих финансовых организаций, отчетность Министерства финансов, данные стран-партнеров. Данные внешнего долга сравниваются с данными денежно-кредитной статистики, статистикой государственных финансов и статистикой национальных счетов.

Оценка промежуточных данных

Проводится анализ промежуточных данных с точки зрения внутренней и временной сопоставимости.

Оценка расхождений и иных проблем в выходных статистических данных

При наличии каких-либо расхождений и необъяснимых больших колебаниях данных их причины исследуются при прямом контакте с поставщиками информации.

Практика пересмотров данных

Практика и анализ пересмотров данных

Данные на отчетную дату при первом опубликовании являются предварительными. Пересмотр данных для статистики внешнего долга определен регламентом пересмотра данных и описана в ежеквартальном информационно-аналитическом бюллетене Национального банка ”Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь“. При этом делаются примечания о том, что в данные внешнего долга могут вноситься изменения в будущих публикациях. Отдельным приложением публикуется перечень внесенных в статистику внешнего долга изменений с указанием по каждой статье причины и даты, на которую они внесены (ежеквартально). Изменения могут вноситься в связи с уточнением отчетных данных, изменением методологии или методики расчета отдельных показателей, появлением новых источников информации, переклассификацией инструментов, изменением в отчетных данных по согласованию со странами-партнерами, по другим причинам.

Практическая пригодность

Периодичность и своевременность

Периодичность

Квартальная.

Своевременность

На 75-й день после отчетного периода.

Согласованность

Внутренняя согласованность

Данные по внешнему долгу формируются на ежеквартальной основе. При этом полностью соблюдается методология составления данных внешнего долга (основные понятия, концепции, классификация, источники информации) и тем самым гарантируется сопоставимость данных различной периодичности.

Временная согласованность

Специалисты Национального банка, отвечающие за формирование данных, предпринимают должные меры по обеспечению временной сопоставимости данных. В случае изменения классификации данные за максимально возможный предыдущий период пересматриваются соответствующим образом.

Согласованность между секторами и различными сферами

Данные внешнего долга взаимосвязаны с данными международной инвестиционной позиции, платежного баланса, денежно-кредитной статистики, статистики государственных финансов.

Политика и практика пересмотра данных

График пересмотра данных

Ежеквартально в опубликованные ранее данные при необходимости вносятся изменения на даты, предшествующие отчетной. В соответствии с регламентом ежегодный пересмотр данных статистики внешнего сектора осуществляется один раз в год и публикуется ежегодно в сентябре при выпуске данных за первое полугодие текущего года.

Обозначение (идентификация) предварительных и/или пересмотренных данных

В распространяемых таблицах и в рамках публикации платежного баланса приводится перечень внесенных изменений.

Распространение данных после пересмотров

Исторические ряды данных по внешнему долгу доступны с 1996 года до 2012 года в соответствии с Руководством по статистике внешнего долга (МВФ, 2003) и с 2000 года по настоящее время – в соответствии Руководством по внешнему долгу (МВФ, 2013) и РПБ6.

Доступность

Данные

Статистическое представление

Данные по внешнему долгу публикуются с различной степенью детализации данных в форматах таблиц, соответствующих рекомендациям Руководства по статистике внешнего долга (МВФ, 2013).

Дополнительно размещаются данные об относительных показателях внешнего долга Республики Беларусь, а также данные о валовом внешнем долге государственного сектора в расширенном определении.

Способы и форматы распространения данных

На бумажном носителе – Ежеквартальный бюллетень

Данные по статистике внешнего долга публикуются в ежеквартальном информационно-аналитическом бюллетене Национального банка ”Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь“.

В электронном виде – Бюллетень или данные в режиме онлайн

На официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет размещаются:

В электронном виде – Иное

Публикуются на интернет-сайте Всемирного банка в разделе ”Квартальная статистика по внешнему долгу (КСВД)“: https://datatopics.worldbank.org/debt/qeds.

Календарь выпуска данных

Календарь предварительных сроков публикации данных, распространяемых Национальным банком в соответствии с требованиями ССРД, размещается на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет:
на русском языке
https://www.nbrb.by/statistics/SStandard/calendar.asp;
на английском языке
https://www.nbrb.by/engl/statistics/sdds/calendar.asp.

В Статистическом бюллетене распространяется информация о сроках публикации данных, установленных ССРД, содержащая сведения о датах распространения показателей в текущем и трех последующих месяцах.

Одновременный выпуск

Данные по внешнему долгу в установленные сроки размещаются на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет и становятся доступными одновременно для всех пользователей.

Распространение по запросу

Непубликуемые и неконфиденциальные данные могут быть представлены по запросу.

Доступность данных

Распространение документации о концепциях, охвате, классификациях, основе учета, источниках данных и статистических методах

Методологические пояснения, описание источников данных в отношении каждой отдельной статьи, а также методы, используемые при оценке отдельных показателей, размещаются на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет, а также публикуются в информационно-аналитическом бюллетене ”Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь“, размещаемом на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет. Используемые классификации, методы стоимостной оценки и охват учитываемых операций в целом соответствуют рекомендациям Руководства по статистике внешнего долга (МВФ, 2013) и РПБ6.

Уровень детализации предоставляемых данных

Уровень детализации соответствует методологическим требованиям.

Помощь пользователям

Распространение информации о контактах

В метаданных, размещенных на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет, и в информационно-аналитическом бюллетене ”Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь“ приводятся имя, номер телефона и факса, электронный адрес контактного лица.

Доступность документов и информации о публикациях

Список публикаций Национального банка Республики Беларусь доступен на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет.