ССРД. Метаданные

в формате pdf
Страна Республика Беларусь
Категория данных Международная инвестиционная позиция

Лицо, ответственное за контакты Лишик Наталья Анатольевна
Должность: Начальник управления
Название структурного подразделения Управление платежного баланса
Организация Национальный банк Республики Беларусь
Адрес: пр. Независимости, 20
Город: Минск
Страна: Республика Беларусь
Почтовый индекс: 220008
Телефон +375 17 219 24 60
Факс +375 17 327 48 79
Email: N.Lishyk@nbrb.by

Методология

Концепции и определения

В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь составление и распространение статистики международной инвестиционной позиции Республики Беларусь (далее – МИП) относится к функциям Национального банка Республики Беларусь (далее – Национальный банк). МИП разрабатывается в соответствии с международными стандартами, изложенными в шестом издании Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (далее – РПБ6) (МВФ, 2009).

Международная инвестиционная позиция Республики Беларусь представляет собой статистический отчет, отражающий на определенный момент времени стоимость и структуру финансовых активов резидентов Республики Беларусь, представляющих собой требования к нерезидентам и золота в слитках, служащее резервным активом, и обязательств резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.

Стандартными компонентами являются внешние активы и обязательства на начало и конец отчетного периода, а также все те их изменения, которые произошли в течение отчетного периода в результате финансовых операций, стоимостных изменений (переоценки) и прочих изменений.

Изменения за счет переоценки отражают изменение стоимости финансовых ресурсов за счет причин, не связанных с реальными операциями. К таким причинам можно отнести изменение стоимости запасов за счет изменения цен учитываемых ресурсов, а также изменение стоимости финансовых активов за счет изменения курсов валют.

Изменения, связанные с переклассификацией финансовых активов и обязательств, отражают операции, не включаемые в платежный баланс.

Разница между внешними активами и обязательствами составляет чистую инвестиционную позицию страны. Превышение обязательств над активами указывает на то, что страна является ”чистым должником“ перед внешним миром. Превышение внешних активов над обязательствами перед внешним миром указывает на то, что страна является ”чистым кредитором“.

Принципы и концепции, используемые при составлении баланса международных инвестиций, соответствуют принципам составления платежного баланса страны (принципы экономической территории страны, резидентства, принципы оценки и времени регистрации операций и другие).

Структура показателей международной инвестиционной позиции соответствует структуре финансового счета платежного баланса.

Изменения, нашедшие отражения в платежном балансе за определенный период, включаются в международную инвестиционную позицию страны за этот период.

Охват

Охват данных

Охват операций: МИП включает иностранные финансовые активы резидентов и внешние обязательства перед нерезидентами.

Активы отражают стоимость инвестиций резидентов Республики Беларусь за границу в виде прямых, портфельных инвестиций, производных финансовых инструментов, резервных активов и прочих инвестиций Республики Беларусь на определенный момент времени.

Обязательства отражают стоимость инвестиций нерезидентов в белорусскую экономику в виде прямых, портфельных, прочих инвестиций, а также производных финансовых инструментов на определенный момент времени.

Географический охват: К экономической территории Республики Беларусь относится географическая территория страны, которая находится под юрисдикцией Правительства Республики Беларусь и в пределах которой могут свободно перемещаться рабочая сила, товары и капитал. Экономическая территория страны включает наземное и воздушное пространство, территориальные анклавы в других странах (четко отмеченные земельные участки, которые находятся в других странах и принадлежат или арендуются Правительством Республики Беларусь в дипломатических, военных, научных или других целях, свободные зоны и таможенные склады и предприятия, эксплуатация которых осуществляется под контролем таможенных органов). Экономическая территория Республики Беларусь не включает анклавы иностранных правительств и международных организаций, которые расположены в пределах географической территории Республики Беларусь.

Неучтенная деятельность: Национальный банк производит оценку изменения объема наличной иностранной валюты в секторе нефинансовых организаций, домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства Республики Беларусь.

Классификация/деление по секторам

Используемая классификация и методы оценки соответствуют рекомендациям РПБ6.

Выделяются следующие институциональные сектора:

  • центральный банк – включает операции официальных органов, которые осуществляют контроль над ключевыми аспектами финансовой системы, включая эмиссию денег, управление международными резервами и регулирование деятельности депозитных корпораций. В Республике Беларусь к ним относится Национальный банк;
  • сектор государственного управления включает республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы Республики Беларусь, фонды, институты, нерыночные некоммерческие организации, находящиеся под контролем государства, и прочие контролируемые государством организации, занимающиеся нерыночными видами деятельности. Дипломатические и иные официальные представительства Правительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь, также относятся к сектору государственного управления своей страны;
  • депозитные организации, за исключением центрального банка, включают организации, которые занимаются финансовым посредничеством, связанным с привлечением средств во вклады (депозиты), как основным видом деятельности. В Республике Беларусь к данному сектору относятся банки и небанковские кредитно-финансовые организации (далее – НКФО);
  • прочие секторы включают (1) прочие финансовые организации, а также (2) нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, не учтенные в составе вышеуказанных секторов.

Основа учета

Стоимостная оценка

Внешние активы и обязательства оцениваются в основном по номинальной стоимости. Стоимость монетарного золота оценивается по рыночной цене.

Данные МИП формируются в долларах США.

Пересчет остатков иностранных активов и обязательств на начало и конец отчетного периода, номинированных в других валютах, в доллары США производится с использованием кросс-курсов доллара США к другим иностранным валютам на основе официального курса белорусского рубля по отношению к соответствующим иностранным валютам, установленного Национальным банком на отчетную дату.

Пересчет операций, осуществляемых в других валютах, в доллары США производится с использованием кросс-курсов доллара США к другим иностранным валютам на основе официального курса белорусского рубля по отношению к соответствующим иностранным валютам, установленного Национальным банком на дату совершения операций. В случае отсутствия информации о датах операций применяется ежемесячный и ежеквартальный средневзвешенный курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам на валютном рынке Республики Беларусь.

Основа учета

Время регистрации операций определяется на основе принципа начисления. В соответствии с принципом начисления операции одновременно учитываются сторонами, а начисленные на депозиты, кредиты и ценные бумаги проценты включаются в имеющуюся сумму финансовых обязательств, а не рассматриваются в качестве составляющей прочей кредиторской задолженности.

Просроченная задолженность учитывается вместе с тем финансовым инструментом, по которому она возникла.

Процедуры исчисления валовых/чистых показателей

Учет активов и обязательств финансового счета ведется на чистой основе раздельно по каждому финансовому активу и обязательству без указания кредитовых и дебетовых проводок.

Точность и достоверность

Исходные данные

Сбор исходных данных

Основными источниками информации, используемыми при разработке МИП, являются:

  • данные отчетности о внешнеэкономической деятельности, представляемой в Национальный банк депозитными организациями как Республики Беларусь о внешнеэкономических операциях своих клиентов – резидентов Республики Беларусь, так и о своих собственных внешнеэкономических операциях; организациями – резидентами Республики Беларусь;
  • данные отчетности организаций – резидентов Республики Беларусь о внешнеэкономических операциях, представляемой в Национальный статистический комитет Республики Беларусь (далее – Белстат): информация о привлечении иностранных инвестиций в экономику страны и предоставлении белорусских инвестиций за границу, осуществляемых прочими финансовыми и нефинансовыми организациями Республики Беларусь;
  • другие официальные источники информации Республики Беларусь: Белстат, Министерство финансов Республики Беларусь (далее – Министерство финансов), Министерство иностранных дел Республики Беларусь, другие государственные органы;
  • ежеквартальная информация Центрального банка Российской Федерации, представляемая в соответствии с согласованным регламентом обмена информацией между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком;
  • данные международных организаций;
  • средства массовой информации, Интернет-ресурсы.

Определения, охват, классификации, оценка и время учета исходных данных

Классификация статей МИП имеет несколько уровней: активы и обязательства; функциональное назначение или вид инвестиций; вид финансового инструмента; институциональный сектор; первоначальный срок погашения долгового обязательства.

Прямые инвестиции

Прямые инвестиции – это категория трансграничных инвестиций, при которой резидент одной страны осуществляет контроль или имеет значительную степень влияния на управление предприятием, являющимся резидентом другой страны (владеет инструментами участия в капитале, которые обеспечивают ему 10 или более процентов голосов в управлении предприятием прямого инвестирования).

Операции с прямыми инвестициями по типу финансового инструмента подразделяются на инструменты участия в капитале и доли в инвестиционных фондах (в том числе реинвестирование доходов) и долговые инструменты.

Данные о прямых инвестициях депозитных организаций поступают в Национальный банк из их отчетов. При учете прямых инвестиций прочих секторов используются данные Белстата об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестициях из Республики Беларусь за рубеж, данные отчетности о международных платежах (ITRS), данные отчетности прочих финансовых организаций, административные данные, данные стран-партнеров, данные международных организаций.

Портфельные инвестиции

Портфельные инвестиции включают трансграничные операции, связанные с долговыми ценными бумагами или ценными бумагами, обеспечивающими участие в капитале, кроме тех, которые включаются в прямые инвестиции или резервные активы.

Основными источниками информации для портфельных инвестиций являются отчетность о международных платежах (ITRS), отчетность депозитных организаций, прочих финансовых организаций, данные Министерства финансов, данные Белстата об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестициях из Республики Беларусь за рубеж, данные стран-партнеров, данные международных организаций.

Производные финансовые инструменты

Производные финансовые инструменты представляют собой финансовые инструменты, которые привязаны к другому конкретному (базовому) инструменту и с помощью которых на финансовых рынках может осуществляться торговля конкретными финансовыми рисками (такими как процентный и валютный риск, риск, связанный с колебаниями цен на акции и товары, кредитный риск и т.п.) независимо от базового инструмента. Производные финансовые инструменты подразделяются на форвардные контракты и опционы.

Данные формируются на основе обзоров Национального банка и прочих депозитных организаций.

Прочие инвестиции

В этой статье отражается остаточная категория инвестиций, которая включает операции, не отнесенные к прямым и портфельным инвестициям, производным финансовым инструментам и резервным активам.

Статья классифицируется по следующим типам финансовых инструментов: прочие инструменты участия в капитале; наличная валюта и депозиты; кредиты и займы; страховые технические резервы, не связанные со страхованием жизни, права на выплаты по страхованию жизни и аннуитетам, права на пенсионные выплаты и резервы на покрытие требований по стандартным гарантиям; торговые кредиты и авансы; прочая дебиторская/кредиторская задолженность; специальные права заимствования.

Прочие инструменты участия в капитале относятся к прочим инвестициям в тех случаях, когда они не являются прямыми инвестициями или резервными активами. Прочие инструменты участия в капитале не имеют формы ценных бумаг, поэтому они не включаются в портфельные инвестиции. Членство в ряде международных организаций не принимает форму ценных бумаг и потому классифицируется как прочие инструменты участия в капитале.

Наличная валюта состоит из банкнот и монет, которые имеют фиксированную номинальную стоимость и выпускаются или их выпуск санкционируется центральным банком или правительствами.

Депозиты включают все требования, которые относятся к центральному банку, депозитным организациям, за исключением центрального банка, и в некоторых случаях, к другим институциональным единицам и подтверждены свидетельством о вкладе.

Данные о наличной валюте и депозитах Национального банка, банков и НКФО Республики Беларусь формируются на основе бухгалтерских балансов, данных нефинансовых организаций о движении средств на счетах за рубежом, отчетности прочих финансовых организаций. Кроме того, Национальный банк производит оценку изменения объема наличной иностранной валюты в секторе нефинансовых организаций, домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства Республики Беларусь.

Кредиты и займы представляют собой финансовые активы, которые создаются, когда кредитор предоставляет средства напрямую заемщику и в качестве свидетельства получает документы, которые не являются обращающимися. Эта категория охватывает все кредиты и займы, в том числе предоставляемые через механизмы овердрафта, кроме дебиторской/кредиторской задолженности, которая рассматривается как отдельная категория финансовых активов.

В качестве источника данных по кредитам и займам центрального банка используется отчетность Национального банка об иностранных активах и пассивах; для сектора государственного управления – отчетность Министерства финансов о внешнем государственном долге; для сектора депозитных организаций, за исключением центрального банка – консолидированный баланс банков и НКФО; для прочих секторов – данные Белстата об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестициях из Республики Беларусь за рубеж, отчетность прочих финансовых организаций, данные стран-партнеров.

Страховые и пенсионные программы и программы стандартных гарантий охватывают страховые технические резервы (кроме страхования жизни); права на выплаты по страхованию жизни и аннуитетам; права на получение пенсии, требования пенсионных фондов к спонсорам, права на выплаты из не пенсионных фондов; резервы на покрытие требований по стандартным гарантиям.

Страховые технические резервы (кроме страхования жизни) включают резервы незаработанных страховых премий, которые представляют собой предварительную оплату премий; резервы на покрытие непогашенных страховых требований, которые представляют собой суммы, определенные страховыми организациями для покрытия ожидаемых ими выплат, вытекающих из уже наступивших событий, требования по которым еще не были урегулированы.

Для формирования данных по страховым, пенсионным программам и программам стандартных гарантий используются данные отчетности страховых организаций.

Торговые кредиты и авансы включают кредиты, предоставленные напрямую поставщиками товаров и услуг своим клиентам, авансы за работы на стадии незавершенного производства (или которые еще предстоит предпринять), авансы за работы на стадии незавершенного производства (или которые еще предстоит произвести) и предоплату клиентов за товары и услуги, которые еще не предоставлены.

Для формирования данных по торговым кредитам и авансам используются данные Белстата на основе обследования нефинансовых организаций, данные отчетности прочих финансовых организаций, данные стран-партнеров.

Прочая дебиторская/кредиторская задолженность включает дебиторскую или кредиторскую задолженность, не отнесенную к торговым кредитам и авансам или другим инструментам. Она охватывает обязательства по налогам, купле-продаже ценных бумаг, плате за предоставление ценных бумаг в долг, плате за кредит в золоте, обязательства по заработной плате, дивидендам и взносам/отчислениям на социальные нужды, которые были начислены, но еще не выплачены. Категория включает также предоплату по этим статьям.

При формировании данных о прочей дебиторской /кредиторской задолженности используются отчеты Национального банка, банков и НКФО, прочих финансовых организаций, данные Белстата на основе обследования нефинансовых организаций, данные Министерства финансов.

Специальные права заимствования представляют собой международные резервные активы, которые создаются МВФ и распределяются между государствами – членами МВФ в дополнение к существующим резервным активам. Распределение специальных прав заимствования членам МВФ отражается как принятие обязательств в разделе прочие инвестиции. Активы и распределение специальных прав заимствования учитываются на балансе Национального банка.

Резервные активы – это внешние активы, которые имеются в свободном распоряжении органов денежно-кредитного регулирования и контролируются ими в целях удовлетворения потребностей в финансировании платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на валютный курс и других соответствующих целях (таких как поддержание доверия к валюте и экономике, a также в качестве основы для иностранного заимствования).

Данные об изменении резервных активов формируются на основе отчетности Национального банка об иностранных активах и обязательствах, информации о драгоценных металлах, рыночной стоимости золота, кредитных рейтингах контрагентов-нерезидентов, данных Министерства финансов, а также данных Международного валютного фонда.

Разграничение между долгосрочными и краткосрочными финансовыми активами и обязательствами для долговых инструментов основано на критерии первоначального срока погашения: краткосрочные – предоставленные на срок один год и менее; долгосрочные – предоставленные на срок более одного года.

Своевременность исходных данных

График поступления исходных данных позволяет своевременно формировать данные по МИП и соблюдать требования Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда (далее − ССРД) в отношении распространения данных внешнего сектора.

Оценка исходных данных

Составители МИП систематически проводят оценку исходных данных и, если возникает потребность, инициируют процесс их модификации в целях совершенствования статистической отчетности.

Статистические методы

Статистические методы работы с исходными данными

Формирование статистики МИП осуществляется на обобщенной статистической информации и при необходимости дополняется оценочными данными Национального банка.

Прямые инвестиции: в объем прямых инвестиций банков включается оценочный показатель реинвестированных доходов, рассчитанный на основании отчета банков и НКФО о прибылях и убытках и информации Национального банка о доле иностранного инвестора в участии в капитале банка и НКФО. В объем прямых инвестиций сектора государственного управления включаются сведения, полученные из административных источников, о покупке-продаже акций, паев и долей, недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности. В объем прямых инвестиций прочих секторов включается объем инвестиций домашних хозяйств, осуществленных в недвижимость за рубежом, а также объем инвестиций домашних хозяйств-нерезидентов, которые приобрели недвижимость в Республике Беларусь.

При строительстве страной-нерезидентом крупных объектов на территории страны-резидента (и наоборот) (сооружение мостов, плотин, электростанций, магистральных трубопроводов и т.п.) может использоваться информация средств массовой информации.

Национальный банк производит оценку изменения объема наличной иностранной валюты в секторе нефинансовых организаций, домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства Республики Беларусь.

Оценка и проверка промежуточных и выходных статистических данных

Проверка промежуточных данных

Промежуточные результаты регулярно сверяются с другими отчетами, имеющимися в распоряжении Национального банка. Данные МИП сравниваются с данными денежно-кредитной статистики, статистикой государственных финансов и статистикой реального сектора.

Оценка промежуточных данных

Проводится анализ промежуточных данных с точки зрения внутренней и внешней сопоставимости.

Оценка расхождений и иных проблем в выходных статистических данных

При наличии каких-либо расхождений и необъяснимых больших колебаниях данных их причины исследуются при прямом контакте с поставщиками информации.

Практика пересмотров данных

Данные на отчетную дату при первом опубликовании являются предварительными. Политика пересмотра данных для статистики МИП определена регламентом пересмотра данных и описана в ежеквартальном информационно-аналитическом бюллетене Национального банка ”Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь“. При этом делаются примечания о том, что в данные МИП могут вноситься изменения в будущих публикациях. Отдельным приложением публикуется перечень внесенных в статистику МИП изменений с указанием по каждой статье причины и даты, на которую они внесены (ежеквартально). Изменения могут вноситься в связи с уточнением отчетных данных, изменением методологии или методики расчета отдельных показателей, появлением новых источников информации, переклассификацией инструментов (показателей), изменением в отчетных данных по согласованию со странами-партнерами, по другим причинам.

Практическая пригодность

Периодичность и своевременность

Периодичность

Квартальная.

Своевременность

На 75-й день после отчетного периода.

Согласованность

Внутренняя согласованность

Данные МИП формируются на ежеквартальной основе. При этом полностью соблюдается методология составления данных МИП (основные понятия, концепции, классификация, источники информации) и тем самым гарантируется сопоставимость данных различной периодичности.

Временная согласованность

Специалисты Национального банка, отвечающие за формирование данных, предпринимают должные меры по обеспечению временной сопоставимости данных. В случае изменения классификации данные за максимально возможный предыдущий период пересматриваются соответствующим образом.

Согласованность между секторами и различными сферами

Данные МИП взаимосвязаны с данными денежно-кредитной статистики, статистики государственных финансов, статистики реального сектора.

Политика и практика

График пересмотра данных

Ежеквартально в опубликованные ранее данные при необходимости могут вноситься изменения на даты, предшествующие отчетной. В соответствии с регламентом пересмотр годовых данных статистики МИП осуществляется один раз в год и публикуется ежегодно в сентябре при выпуске данных за первое полугодие текущего года.

Обозначение (идентификация) предварительных и/или пересмотренных данных

В распространяемых таблицах и в рамках публикации МИП приводится перечень внесенных изменений.

Распространение данных после пересмотров

Исторические ряды данных по МИП доступны с 1996 года до 2011 года в соответствии с пятым изданием Руководства по платежному балансу (далее – РПБ5) и с 2000 года по настоящее время – в соответствии с РПБ6.

Доступность

Данные

Статистическое представление

Данные МИП публикуются в нескольких представлениях с различной степенью детализации данных, соответствующей рекомендациям РПБ6.

Интегрированный отчет о МИП отражает связи между изменениями МИП и операциями по финансовому счету платежного баланса и счету прочих изменений в финансовых активах и обязательствах в течение периода.

Способы и форматы распространения данных

На бумажном носителе – Ежеквартальный бюллетень

Данные по статистике МИП публикуются в ежеквартальном информационно-аналитическом бюллетене Национального банка ”Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь“.

В электронном виде – Бюллетень или данные в режиме онлайн

На официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет размещаются:

В электронном виде – Иное

Публикуются в изданиях Международного валютного фонда – сборниках ”International Financial Statistics“ (”Международная финансовая статистика“) и ”Balance of Payments Statistics. Yearbook“ (”Статистика платежных балансов. Ежегодник“).

Календарь выпуска данных

Календарь предварительных сроков публикации данных, распространяемых Национальным банком в соответствии с требованиями ССРД, размещается на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет:
на русском языке
https://www.nbrb.by/statistics/SStandard/calendar.asp;
на английском языке
https://www.nbrb.by/engl/statistics/sdds/calendar.asp.

В Статистическом бюллетене распространяется информация о сроках публикации данных, установленных ССРД, содержащая сведения о датах распространения показателей в текущем и трех последующих месяцах.

Одновременный выпуск

Данные МИП в установленные сроки размещаются на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет и становятся доступными одновременно для всех пользователей.

Распространение по запросу

Непубликуемые и неконфиденциальные данные могут быть представлены по запросу.

Доступность данных

Распространение документации о концепциях, охвате, классификациях, основе учета, источниках данных и статистических методах

Методологические пояснения, описание источников данных в отношении каждой отдельной статьи, а также методы, используемые при оценке отдельных операций, размещаются на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет, а также публикуются в информационно-аналитическом бюллетене ”Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь“, размещаемом на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет. Используемые классификации, методы стоимостной оценки и охват учитываемых операций в целом соответствуют РПБ6.

Уровень детализации предоставляемых данных

Уровень детализации соответствует методологическим требованиям.

Помощь пользователям

Распространение информации о контактах

В метаданных, размещенных на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет, и в информационно-аналитическом бюллетене ”Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь“ приводятся имя, номер телефона и факса, электронный адрес контактного лица.

Доступность документов и информации о публикациях

Список публикаций Национального банка доступен на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет.